Выставка рассказывает о жизни Прикамья в первой половине XVIII столетия – эпохе, когда древняя Пермская земля из глухой окраины Российского государства начала превращаться в «опорный край державы», один из центров российской промышленности. Этим превращением наш край во многом обязан Василию Никитичу Татищеву (1686-1750) – человеку универсально одаренному, выдающемуся государственному деятелю, историку, географу, экономисту, философу-просветителю и ценителю искусств.
Преображение Пермской земли, начатое управленческим гением Татищева, происходило в то время, когда в Европе царил fêtes galantes («галантный век»), а в моде были пышные парики, румяна и пудра. Будучи современником Баха, Генделя, Рамо, Беркли, Лейбница, Вольфа, Свифта, Каналетто, Натье, Ватто и Ламберта, Василий Татищев был, пожалуй, одним из первых, кто посеял зерно европейской образованности и культуры в Прикамье. Благодаря ему Пермская земля получила возможность стать частью европейского мира.
В силу сказанного, выставка призвана решить две задачи: с одной стороны, представить документы эпохи Татищева, хранящиеся в фондах Государственного архива Пермского края (разделы I-III), с другой стороны – дать возможность зрителю почувствовать дух времени через неповторимый язык, слог и манеру произведений Татищева (раздел IV) и фрагменты музыкальных произведений, стилистически относящихся к русскому барокко – анонимные русские канты XVIII столетия (V раздел).
В пятом разделе представлены анонимные русские канты XVIII века, исполненные в барочной манере на аутентичных инструментах – барочных скрипках, виолах, флейтах-траверсо, лютнях и теорбах. Слово «кант» происходит от латинского «cantus», что означает «пение, распев». В современном музыкознании под кантом понимается жанр многоголосной музыки в России, распространенный с середины XVII до конца XVIII веков.
Имена авторов слов и музыки представленных кантов до нас не дошли. Исключение составляет лишь паралитургический кант № 21b «Крепкий, чудный, бесконечный», автором слов к которому является знаменитый русский поэт и переводчик, современник и тезка Татищева – Василий Кириллович Тредиаковский (1703-1769). Следует отметить, что Татищев, наряду с Тредиаковским и Ломоносовым входит в число ученых XVIII столетия, внесших значительный вклад в изучение русского фольклора.
Нумерация кантов произведена в соответствии с изданием: Ливанова Т.Л. Сборник кантов XVIII века (в извлечениях). Гос. муз. изд-во. М., 1952.
Музыкальные фрагменты доступны исключительно в ознакомительных целях.