Авторский коллектив

Составители

И.В. Демина, начальник отдела использования архивных документов и НСА ГКБУ «ГАПК» (подбор фотографий, археографическое оформление)

Ю.О. Папушина, кандидат социологических наук, доцент НИУ ВШЭ в Перми, ведущая клуба «Модное кино» (концепция, текст)

Дизайн и программирование

А.М. Швецов, зам. начальника лаборатории информационных технологий и обеспечения сохранности архивных документов ГКБУ «ГАПК»

Р.П. Филиппов, главный специалист лаборатории информационных технологий и обеспечения сохранности архивных документов ГКБУ «ГАПК»

Оцифровка документов

Е.Ф. Миронова, главный специалист лаборатории информационных технологий и обеспечения сохранности архивных документов ГКБУ «ГАПК»

×

Что посмотреть?

Советские фильмы, поднимающие вопросы моды, манеры одеваться и содержащие сцены показа новых моделей одежды:

«За витриной универмага» (1955)

«Секрет красоты» (1955)

«Девушка без адреса» (1957)

«Живет такой парень» (1964)

«Служебный роман» (1977)

«Красиво жить не запретишь» (1982)

«Самая обаятельная и привлекательная» (1985)

«Где находится нофелет?» (1987)

×

Литература

Аннанурова О. (Не) возможно примерить: заметки о советской фотографии // Теория моды: одежда, тело, культура. – [б.м.]: НЛО, 2015. – 36 с.

Бартлетт Д. FashionEast: призрак, бродивший по Восточной Европе. – М.: Новое литературное обозрение, 2011. – 360 с.

Журавлёв С., Гронов Ю. Мода по плану: история моды и моделирования одежды в СССР, 1917-1991. – М.: ИРИ РАН, 2013. – 496 с.

Захарова Л.В. Дефилировать по-советски. // Теория моды: Одежда. Тело. Культура. – 2006/2007. – №2. – С.59-74.

Лебина Н.Б. Мужчина и женщина: тело, мода, культура. СССР – оттепель. – М.: НЛО, 2014. – 203 с.

×

Леонид Иванович Лемехов

Фигура художественного руководителя имеет огромное значение в любой творческой организации, и ПДМО не был исключением. Главный художественный руководитель ПДМО направлял разработку свыше 800 моделей женской, мужской и детской одежды ежегодно, а также отвечал за то, как Пермь была представлена на всесоюзных и зарубежных событиях в мире моды.

Леонид Иванович Лемехов (родился в 1949 г.) приехал в Пермь из Ленинграда в 1979 году по распределению. Выпускника специальности «Художественное оформление и моделирование изделий текстильной и легкой промышленности» Высшего художественно-промышленного училища им. В.И. Мухиной привлекла возможность творческой реализации в большом профессиональном коллективе и хорошие условия работы. В его лице ПДМО приобрел в полном смысле этого слова творческого лидера, который не только смело пробовал новое, но и мог обосновать свою эстетическую позицию. Академическое художественное образование, полученное в Ленинградской средней художественной школе при Академии художеств, и осознанная учеба в «Мухе», позволило Леониду Ивановичу сформировать собственное представление о современном костюме и последовательно продвигать и развивать его в каждой коллекции ПДМО.

Однако кроме творческого руководства главный художественный руководитель оказался нагружен большим количеством «бумажной» работы. В этой ситуации тогдашний директор ПДМО В.Я. Цепова проявила большую гибкость и согласилась отделить собственно творческую работу, оставив её за Л.И. Лемеховым, от административных обязанностей, передав их Л.Н. Лобачевой. Леонид Лемехов покинул ПДМО в 1984 году, сосредоточившись на занятиях живописью, хотя он продолжал сотрудничать с ПДМО при создании отдельных творческих коллекций. Леонид Лемехов – Заслуженный художник Российской Федерации. Сегодня Леонид Иванович преподает в ФГБОУВО «Пермский национальный исследовательский политехнический институт» на кафедре дизайна, графики и начертательной геометрии и продолжает заниматься живописью.

×

Людмила Николаевна Лобачева

Людмила Николаевна Лобачева (1947-1997) пришла в ПДМО в 1965 году, сразу после школы мастером в цех, проще говоря, портной. В школе №116 Мотовилихинского района она получила специальность швеи легкого платья с присвоением II разряда. О том, что Людмила Николаевна стала отличной швеёй говорит факт присвоения ей в 1970 году звания «Мастер золотые руки». Это звание гарантировало настолько высокое и стабильное качество работы, что работу его обладателя не проверял Отдел контроля качества. В 1967 году Людмила Николаевна поступила во Всесоюзный заочный институт текстильной и лесной промышленности на специальность «Конструирование швейных изделий» и успешно закончила его в 1973 году. Специалист с высшим образованием мог рассчитывать на карьерный рост. Людмила Николаевна стала художником-модельером, затем – руководителем группы детской одежды, а затем – главным художественным руководителем ПДМО.

Л.Н. Лобачева занимала пост главного художественного руководителя до 1995 года. Уникальность Людмилы Николаевны как художественного руководителя была в том, что она очень хорошо знала технологию создания одежды и понимала, как может быть воплощена та или иная идея.

×

Одевая пермяков

img01

Молодые пермские художники (слева направо) В.Хан, Л.Лемехов – художественный руководитель Пермского Дома моделей, Н.Лаврова и А.Филимонов.

  • ГАПК
  • Фонд ф.61
  • Опись 61п
  • Дело 9240
  • Дата 27.05.1981

В СССР была одна из самых сложно организованных и масштабных систем моделирования одежды в мире. Моделирование одежды было вынуждено приспосабливаться к уже существующей организации экономики, так что создание новых моделей одежды оказалось в ведении нескольких министерств. В Перми моделированием одежды занимались две организации: Пермский Дом моделей одежды Министерства лёгкой промышленности (далее – ПДМО) и Дом моделей одежды Министерства бытового обслуживания (далее – Дом моделей).

ПДМО был основан в 1961 году для того, чтобы создавать модели для массового производства и пропагандировать моду и культуру одежды. В начале деятельности ПДМО находился по адресу ул. Ленина, 69. Позже для него было построено отдельное здание на Попова, 9, куда ПДМО переехал в 1975 году. В новом здании был демонстрационный зал на 350 мест и достаточные площади, чтобы разместить производственные мощности. Оба здания существуют до сих пор.

Дом моделей был организован в 1968 году и располагался сначала в ателье «Элегант» по адресу Тополевый переулок, 3, а затем – в доме быта «Алмаз» на ул. Куйбышева. В старом особняке на ул. К. Маркса,14 (ныне ул. Сибирская,14) в 1960-х располагался не только дом быта «Алмаз», но и руководство всеми предприятиями бытового обслуживания Пермской области.

У ПДМО и Дома моделей были разные задачи. ПДМО работал с фабриками. Сегодня это называется «рынок производителя». Заказчиками ПДМО были швейные предприятия, относившиеся к Пермскому швейному тресту, в том числе фабрика «Пермодежда» и швейное объединение «Кама». ПДМО разрабатывал для предприятий новые модели верхней одежды и легкого платья, мужские, женские и детские. Также конструкторы ПДМО разрабатывали для фабрик техническую документацию, опираясь на которую фабрики могли запустить модель в массовое производство. Модельеры ПДМО создавали каждый год более 800 моделей одежды. Партнером ПДМО был также Чайковский комбинат шелковых тканей: художники ПДМО разрабатывали рисунки тканей, а потом создавали одежду из тканей, выпущенных на комбинате.

Коллекции делились на массовые и творческие. Массовые коллекции делались для швейных фабрик. На них приходилось около 80% всех разработанных в ПДМО моделей. Чтобы модель со стола модельера попала в магазин требовалось около двух лет. Из-за этого модели для массового производства обычно имели классические силуэты. Их дополняли деталями, интересными, но простыми, иначе промышленность отказывалась брать модель.

Творческие коллекции, советская «высокая мода» делались для демонстрации актуальных тенденций моды, к всесоюзным конкурсам и семинарам, международным модным конгрессам или ярмаркам. К творческим коллекциям относилось примерно 20 % моделей, разрабатываемых в ПДМО. Эти коллекции играли для художников-модельеров роль «отдушины», потому что можно было создавать модели без оглядки на устаревшее оборудование, которое были головной болью при создании промышленных коллекций, хотя ограниченный выбор тканей и аксессуаров сохранялся.

Дом моделей создавал новые модели для ателье города и области. Сотрудники Дома проводили для закройщиков ателье Перми и области семинары, а также организовывали конкурсы на звание лучшего закройщика. Развитие сети ателье индивидуального пошива в СССР стимулировалось, во-первых, повышением требований населения к одежде, а, во-вторых, неудовлетворительной работой фабрик, например, в части пошива вещей больших размеров. В отличие от стран Западной Европы, где роль ателье индивидуального пошива неуклонно снижалась благодаря повышению качества готовой одежды, представители советского среднего класса могли себе позволить шить одежду в ателье и часто делали это, потому что цены на пошив в ателье в СССР были существенно ниже, чем на Западе. Советские ателье шили по индивидуальным заказам практически любую одежду: от вечерних платьев и пальто до домашних халатов и комплектов для новорожденных.

img02

В дни 30-летия Пермского Дома моделей художественный руководитель Л.Н. Лобачева (вторая справа) с сотрудниками за обсуждением новых моделей летнего сезона.

  • ГАПК
  • Фонд ф.2
  • Опись 2п
  • Дело 3006
  • Дата 05.07.1991
img03

Группа конструкторов-модельеров Пермского Дома моделей за разработкой новых моделей молодёжной моды. Слева направо: Т.В. Некрасова, Н.А. Останина, Г.Ю. Дробышева, О.В. Политова, Л.Л. Рудакова.

  • ГАПК
  • Фонд ф.18
  • Опись 18п
  • Дело 817
  • Дата 08.06.1986
img04

Во время демонстрации моделей молодёжной моды, разработанных Пермским Домом моделей.

  • ГАПК
  • Фонд ф.5
  • Опись
  • Дело 197
  • Дата 05.01.1987
img05

Здание Дома быта «Алмаз» на углу улиц К. Маркса и Большевистской. г.Пермь.

  • ГАПК
  • Фонд ф.61
  • Опись 61н/гр.А
  • Дело 4116
  • Лист 1
  • Дата 1970-е гг.
img06

Пермский Дом быта «Алмаз» на углу улиц Куйбышева и Большевистской. г.Пермь.

  • ГАПК
  • Фонд ф.61
  • Опись 61п
  • Дело 4905
  • Дата 1975 г.
img07

Приём и оформление заказов в ателье «Элегант». г.Пермь.

  • ГАПК
  • Фонд ф.61
  • Опись 61п
  • Дело 5702
  • Лист 1
  • Дата 04.08.1972
img08

Рабочее место модельера-конструктора в ателье «Элегант». г.Пермь.

  • ГАПК
  • Фонд ф.61
  • Опись 61п
  • Дело 5711
  • Дата 04.08.1972
img09

Корпуса Чайковского комбината шёлковых тканей. г.Чайковский.

  • ГАПК
  • Фонд ф.65
  • Опись 65п
  • Дело 15
  • Дело 15
  • Лист 2
  • Дата 1984 г.
img10

Внутренний вид ленторовничного цеха Чайковского комбината шёлковых тканей. г.Чайковский.

  • ГАПК
  • Фонд ф.61
  • Опись 61п
  • Дело 2376
  • Дата Б/д.
img11

Один из цехов Пермской швейной фабрики «Пермодежда».

  • ГАПК
  • Фонд ф.61
  • Опись 61п
  • Дело 1191
  • Дата 16.01.1963
img12

Общий вид швейного потока Пермского производственного швейного объединения «Пермодежда».

  • ГАПК
  • Фонд ф.61
  • Опись 61п
  • Дело 4627
  • Дата 1977 г.
img13

Цех №2 Пермского производственного швейного объединения «Кама».

  • ГАПК
  • Фонд ф.61
  • Опись 61п
  • Дело 8345
  • Дата 1980 г.

Вернуться в начало

Неслужебная походка

img01

Демонстрация одежды в Доме моделей одежды Министерства бытового обслуживания.

  • ГАПК
  • Фонд ф.2
  • Опись 2п
  • Дело 58
  • Дата 09.01.1981

Профессии «манекенщица» или «манекенщик» в советское время не существовало. В трудовых книжках у работников писали «демонстратор одежды». Однако слово манекенщица, судя по документам, ПДМО использовалось в официальных документах чаще, чем словосочетание «демонстратор одежды». В ПДМО дефиле обычно обозначались словом «демонстрации».

Демонстрации новых моделей являлись важной частью пропаганды моды. Пропаганда моды, когда-то бывшая одной из важнейших задач ПДМО, сегодня вызывает недоумение. Казалось бы, зачем пропагандировать моду? Однако в СССР между созданием новых моделей модельерами и их освоением промышленностью проходило около двух лет. За это время модель безнадежно устаревала, поэтому массовое производство не было главным источником модной одежды для населения. Советские люди активно пользовались услугами ателье, частных портних или шили сами. Дефиле домов моделей выступали в роли бесценного источника информации о новых тенденциях. Творческие коллекции, которые обычно демонстрировали во время показов, отражали тенденции мировой моды, а не ограничения устаревшего оборудования швейных фабрик.

Профессия манекенщицы в советское время отнюдь не была легкой. У манекенщиц было очень мало возможностей учиться и повышать свою квалификацию. Они часто учились друг у друга или по редким записям зарубежных дефиле. Существовали строгие правила присутствия на работе: с 8.00 до 16.00 манекенщицы ПДМО, работавшие на полную ставку, должны были сидеть в специально отведенном для них помещении, ожидая, когда их позовут на примерку. Примерки и дефиле были основным содержанием работы манекенщиц. Массовые модели, которые создавались для швейных фабрик, должны были хорошо смотреться на людях разного возраста и комплекции, поэтому советские манекенщицы и манекенщики часто выглядят странно с точки зрения современных модельных стандартов.

Большая часть фотографий, представленных в этом разделе, – с дефиле Дома моделей Министерства бытового обслуживания.

img02

Демонстрация новой нарядной одежды из коллекции Дома моделей одежды Министерства бытового обслуживания.

  • ГАПК
  • Фонд ф.2
  • Опись 2п
  • Дело 276
  • Лист 1
  • Дата 1982 г.
img03

Демонстрация новой нарядной одежды из коллекции Дома моделей одежды Министерства бытового обслуживания.

  • ГАПК
  • Фонд ф.2
  • Опись 2п
  • Дело 276
  • Лист 2
  • Дата 1982 г.
img04

Демонстрация новых моделей женского летнего платья, разработанных Пермским Домом моделей одежды.

  • ГАПК
  • Фонд ф.2
  • Опись 2п
  • Дело 1150
  • Дата 1983 г.
img04

Демонстрация летней одежды в Доме моделей одежды Министерства бытового обслуживания.

  • ГАПК
  • Фонд ф.2
  • Опись 2п
  • Дело 2348
  • Лист 1
  • Дата 21.06.1986
img06

Демонстрация летней одежды в Доме моделей одежды Министерства бытового обслуживания.

  • ГАПК
  • Фонд ф.2
  • Опись 2п
  • Дело 2348
  • Лист 2
  • Дата 21.06.1986
img07

Показ новой нарядной одежды в демонстрационном зале Дома моделей одежды Министерства бытового обслуживания.

  • ГАПК
  • Фонд ф.2
  • Опись 2п
  • Дело 2353
  • Дата 15.07.1986
img08

Демонстрация мод в Доме моделей одежды Министерства бытового обслуживания.

  • ГАПК
  • Фонд ф.6
  • Опись 6п
  • Дело 581
  • Дата 01.05.1985
img09

Демонстрация мод в Доме моделей одежды Министерства бытового обслуживания.

  • ГАПК
  • Фонд ф.6
  • Опись 6п
  • Дело 618
  • Дата Январь 1986 г.
img10

Демонстрация моделей новой одежды в Пермском Доме моделей одежды Министерства бытового обслуживания.

  • ГАПК
  • Фонд ф.6
  • Опись 6п
  • Дело 987
  • Дата Январь 1987 г.

Вернуться в начало

Выездные показы

img01

Демонстрация моделей одежды Пермским Домом моделей в парке им. Горького. г.Пермь .

  • ГАПК
  • Фонд ф.65
  • Опись 65п
  • Дело 200
  • Лист 1
  • Дата 1980-е гг.

Выездные дефиле – ещё одна особенность советской системы моды. Не население ехало посмотреть на последние моды, а мода приезжала на фабрики, заводы, в дома культуры и крупные магазины одежды. Во многих советских фильмах можно увидеть сцены выездных показов мод. Таким образом, демонстрация новых моделей одежды была для широкой публики чем-то сродни выездному выступлению артистов филармонии: нечто украшающее жизнь, приятное и культурное, но и понятное, не слишком обременительное в интеллектуальном плане.

img02

Демонстрация моделей одежды Пермским Домом моделей в парке им. Горького. г.Пермь .

  • ГАПК
  • Фонд ф.65
  • Опись 65п
  • Дело 200
  • Лист 2
  • Дата 1980-е гг.
img03

Демонстрация моделей одежды Пермским Домом моделей в парке им. Горького. г.Пермь .

  • ГАПК
  • Фонд ф.65
  • Опись 65п
  • Дело 200
  • Лист 3
  • Дата 1980-е гг.
img04

Демонстрация моделей одежды Пермским Домом моделей в парке им. Горького. г.Пермь .

  • ГАПК
  • Фонд ф.65
  • Опись 65п
  • Дело 200
  • Лист 4
  • Дата 1980-е гг.
img05

Демонстрация моделей одежды Пермским Домом моделей в парке им. Горького. г.Пермь .

  • ГАПК
  • Фонд ф.65
  • Опись 65п
  • Дело 200
  • Лист 5
  • Дата 1980-е гг.
img06

Демонстрация моделей одежды Пермским Домом моделей в парке им. Горького. г.Пермь .

  • ГАПК
  • Фонд ф.65
  • Опись 65п
  • Дело 200
  • Лист6
  • Дата 1980-е гг.
img07

Демонстрация моделей весенне-летнего сезона Пермским Домом моделей на 1-м городском турнире болельщиков в легкоатлетическом манеже «Спартак». г.Пермь.

  • ГАПК
  • Фонд ф.5
  • Опись
  • Дело 774
  • Лист1
  • Дата 16.02.1988
img08

Демонстрация моделей весенне-летнего сезона Пермским Домом моделей на 1-м городском турнире болельщиков в легкоатлетическом манеже «Спартак». г.Пермь.

  • ГАПК
  • Фонд ф.5
  • Опись
  • Дело 774
  • Лист2
  • Дата 16.02.1988
img09

Демонстрация моделей мужской одежды Пермского Дома моделей во время проведения Дня города. г.Пермь.

  • ГАПК
  • Фонд ф.5
  • Опись
  • Дело 941
  • Лист1
  • Дата 05.06.1988
img10

Демонстрация моделей женской одежды Пермского Дома моделей во время проведения Дня города. г.Пермь.

  • ГАПК
  • Фонд ф.5
  • Опись
  • Дело 942
  • Лист1
  • Дата 05.06.1988
img11

Демонстрация моделей женской одежды Пермского Дома моделей во время проведения Дня города. г.Пермь.

  • ГАПК
  • Фонд ф.5
  • Опись
  • Дело 942
  • Лист2
  • Дата 05.06.1988
img12

Демонстрация моделей женской одежды Пермского Дома моделей во время проведения Дня города. г.Пермь.

  • ГАПК
  • Фонд ф.5
  • Опись
  • Дело 942
  • Лист3
  • Дата 05.06.1988

Вернуться в начало

Из каталогов одежды

img01

Фотографии из иллюстрированного каталога одежды Пермского Дома моделей одежды. 1980 г.

  • ГАПК
  • Из новых поступлений

В этом разделе представлены фотографии из двух иллюстрированных каталогов, которые ПДМО удалось выпустить за время своего существования. Издательская деятельность для домов моделей в СССР была очень сложна не только из-за строгого государственного контроля, но и из-за недостатка бумаги, нехватки квалифицированных кадров и технологий. Все фотографии для каталогов ПДМО были сделаны П. Н. Агафоновым, тексты написаны искусствоведом ПДМО Т.Н. Климовой, художественное оформление – Л.И. Лемехова. Все модели – ПДМО, на страницах указаны фамилии модельеров.

Каталоги ПДМО демонстрируют проработанность мельчайших деталей съемки. Фон, свет, направление взглядов манекенщиц тщательно продуманы. Чтобы показать разные варианты, основанные на одной и той же конструкции, манекенщицы часто позируют парами и тройками. В общем, в позах и композиции наряду со статичными позами и серьезным или с легкой улыбкой выражением лица в фотографиях присутствует динамика и демонстрация эмоций. Яркая помада и маникюр манекенщиц, модели с открытыми плечами и декольте также могут указывать по постепенный отход от нормы «скромно и красиво», которая была характерна для советской моды в течение десятилетий. Советская повседневность «прорывается» в фотографии в форме вида из окна, на подоконнике которого стоит манекенщица, или обоев из ПВХ, которые являются фоном.

img02

Фотографии из иллюстрированного каталога одежды Пермского Дома моделей одежды. 1980 г.

  • ГАПК
  • Из новых поступлений
img03

Фотографии из иллюстрированного каталога одежды Пермского Дома моделей одежды. 1980 г.

  • ГАПК
  • Из новых поступлений
img04

Фотографии из иллюстрированного каталога одежды Пермского Дома моделей одежды. 1980 г.

  • ГАПК
  • Из новых поступлений
img05

Фотографии из иллюстрированного каталога одежды Пермского Дома моделей одежды. 1980 г.

  • ГАПК
  • Из новых поступлений
img06

Фотографии из иллюстрированного каталога одежды Пермского Дома моделей одежды. 1980 г.

  • ГАПК
  • Из новых поступлений
img07

Фотографии из иллюстрированного каталога одежды Пермского Дома моделей одежды. 1980 г.

  • ГАПК
  • Из новых поступлений
img08

Фотографии из иллюстрированного каталога одежды Пермского Дома моделей одежды. 1980 г.

  • ГАПК
  • Из новых поступлений
img09

Фотографии из иллюстрированного каталога одежды Пермского Дома моделей одежды. 1980 г.

  • ГАПК
  • Из новых поступлений
img10

Фотографии из иллюстрированного каталога одежды Пермского Дома моделей одежды. 1980 г.

  • ГАПК
  • Из новых поступлений
img11

Фотографии из иллюстрированного каталога одежды Пермского Дома моделей одежды. 1980 г.

  • ГАПК
  • Из новых поступлений
img12

Фотографии из каталога одежды Пермского Дома моделей одежды. 1981 г.

  • ГАПК
  • Из новых поступлений
img13

Фотографии из каталога одежды Пермского Дома моделей одежды. 1981 г.

  • ГАПК
  • Из новых поступлений
img14

Фотографии из каталога одежды Пермского Дома моделей одежды. 1981 г.

  • ГАПК
  • Из новых поступлений
img15

Фотографии из каталога одежды Пермского Дома моделей одежды. 1981 г.

  • ГАПК
  • Из новых поступлений
img16

Фотографии из каталога одежды Пермского Дома моделей одежды. 1981 г.

  • ГАПК
  • Из новых поступлений
img17

Фотографии из каталога одежды Пермского Дома моделей одежды. 1981 г.

  • ГАПК
  • Из новых поступлений
img18

Фотографии из каталога одежды Пермского Дома моделей одежды. 1981 г.

  • ГАПК
  • Из новых поступлений
img19

Фотографии из каталога одежды Пермского Дома моделей одежды. 1981 г.

  • ГАПК
  • Из новых поступлений
img20

Фотографии из каталога одежды Пермского Дома моделей одежды. 1981 г.

  • ГАПК
  • Из новых поступлений
img21

Фотографии из каталога одежды Пермского Дома моделей одежды. 1981 г.

  • ГАПК
  • Из новых поступлений
img22

Фотографии из каталога одежды Пермского Дома моделей одежды. 1981 г.

  • ГАПК
  • Из новых поступлений

Вернуться в начало

Ориентир на молодежь

img01

Демонстрация моделей молодёжной моды, разработанных Пермским Домом моделей.

  • ГАПК
  • Фонд ф.5
  • Опись
  • Дело 197
  • Лист 1
  • Дата 05.01.1987

Серия фотографий моделей молодежной одежды была сделана в ПДМО в год его 25-летия. Здесь заметна очень характерная для советской модной фотографии черта, когда в кадр попадает мебель, украшения на стенах, стенгазета и другие атрибуты советского учреждения. Все модели – ПДМО.

Представленные в этом же разделе уличные фотографии сделаны в строящемся микрорайоне Парковый. Сейчас они, может быть, выглядят наивно. Фон не поправляли в специальных программах, не старались подыскать старые здания с колоннами. Напротив, подчеркивали родство новых моделей одежды с атрибутами благополучия повседневной жизни в позднем СССР, высотными домами и легковыми машинами. Модную съёмку в этих фотографиях выдаёт позирование манекенщиц, нацеленное на то, чтобы показать крой моделей. Позы, представленные на снимках, традиционны для советской модной фотографии. Все модели – ПДМО.

img02

Демонстрация моделей молодёжной моды, разработанных Пермским Домом моделей.

  • ГАПК
  • Фонд ф.5
  • Опись
  • Дело 197
  • Лист 3
  • Дата 05.01.1987
img03

Демонстрация моделей молодёжной моды, разработанных Пермским Домом моделей.

  • ГАПК
  • Фонд ф.5
  • Опись
  • Дело 197
  • Лист 9
  • Дата 05.01.1987
img04

Демонстрация моделей молодёжной моды, разработанных Пермским Домом моделей.

  • ГАПК
  • Фонд ф.5
  • Опись
  • Дело 197
  • Лист 8
  • Дата 05.01.1987
img05

Демонстрация моделей молодёжной моды, разработанных Пермским Домом моделей.

  • ГАПК
  • Фонд ф.5
  • Опись
  • Дело 197
  • Лист 9
  • Дата 05.01.1987
img06

Демонстрация моделей молодёжной моды, разработанных Пермским Домом моделей.

  • ГАПК
  • Фонд ф.5
  • Опись
  • Дело 197
  • Лист 11
  • Дата 05.01.1987
img07

Демонстрация моделей молодёжной моды, разработанных Пермским Домом моделей.

  • ГАПК
  • Фонд ф.5
  • Опись
  • Дело 197
  • Лист 13
  • Дата 05.01.1987
img08

Демонстрация моделей молодёжной моды, разработанных Пермским Домом моделей.

  • ГАПК
  • Фонд ф.5
  • Опись
  • Дело 197
  • Лист 15
  • Дата 05.01.1987
img09

Демонстрация моделей молодёжной моды, разработанных Пермским Домом моделей.

  • ГАПК
  • Фонд ф.5
  • Опись
  • Дело 197
  • Лист 16
  • Дата 05.01.1987
img10

Демонстрация моделей молодёжной моды, разработанных Пермским Домом моделей.

  • ГАПК
  • Фонд ф.5
  • Опись
  • Дело 197
  • Лист 17
  • Дата 05.01.1987
img11

Демонстрация моделей молодёжной моды, разработанных Пермским Домом моделей.

  • ГАПК
  • Фонд ф.5
  • Опись
  • Дело 197
  • Лист 18
  • Дата 05.01.1987
img12

Демонстрация моделей женской летней одежды Пермского Дома моделей.

  • ГАПК
  • Фонд ф.5
  • Опись
  • Дело 943
  • Лист 1
  • Дата 13.06.1988
img13

Демонстрация моделей женской летней одежды Пермского Дома моделей.

  • ГАПК
  • Фонд ф.5
  • Опись
  • Дело 943
  • Лист 5
  • Дата 13.06.1988
img14

Демонстрация моделей женской летней одежды Пермского Дома моделей.

  • ГАПК
  • Фонд ф.5
  • Опись
  • Дело 943
  • Лист 7
  • Дата 13.06.1988
img15

Демонстрация моделей женской летней одежды Пермского Дома моделей.

  • ГАПК
  • Фонд ф.5
  • Опись
  • Дело 943
  • Лист 3
  • Дата 13.06.1988
img16

Демонстрация моделей женской летней одежды Пермского Дома моделей.

  • ГАПК
  • Фонд ф.5
  • Опись
  • Дело 943
  • Лист 6
  • Дата 13.06.1988
img17

Демонстрация моделей женской летней одежды Пермского Дома моделей.

  • ГАПК
  • Фонд ф.5
  • Опись
  • Дело 943
  • Лист 8
  • Дата 13.06.1988
img18

Демонстрация моделей женской летней одежды Пермского Дома моделей.

  • ГАПК
  • Фонд ф.5
  • Опись
  • Дело 943
  • Лист 9
  • Дата 13.06.1988
img19

Демонстрация мод модельерами Пермского Дома моделей у магазина "Богатырь" на ул. Коммунистической.

  • ГАПК
  • Фонд ф.61
  • Опись 61п
  • Дело 8263
  • Дата 1970-е гг.

Вернуться в начало

Loader image