Предисловие

А.В. Черных|доктор исторических наук, член-корреспондент РАН,
заведующий сектором этнологических исследований Отдела истории, археологии и этнографии Пермского федерального исследовательского центра Уральского отделения РАН

АвторА.В. Черных

Представленные на выставке материалы раскрывают мир старообрядчества. Этим термином сегодня принято именовать совокупность религиозных течений в русле русской православной традиции, отвергающих церковные реформы 1650–1660-х годов. Старообрядчество как явление формируется в результате церковной реформы, проведённой патриархом Никоном в середине XVII века. Основу старообрядческого движения составили те, кто не принял церковной реформы. В настоящее время старообрядчество не едино, а включает несколько церковных организаций, согласий и групп не только в России, но и за её пределами. Старообрядческие общины существуют в Белоруссии, на Украине, в Польше, Латвии, Литве, Казахстане, Молдове, Эстонии, Румынии, Болгарии, Австралии и других странах.

Исторически старообрядчество разделилось на несколько ответвлений – согласий. Наиболее крупные старообрядческие согласия, имеющие священство – белокриницкое (наиболее крупная религиозная организация – Русская православная старообрядческая церковь), беглопоповское (Русская древлеправославная церковь). Среди беспоповских согласий наиболее значительно поморское (Древлеправославная поморская церковь), в России и за ее пределами распространены и общины других беспоповских согласий – рябиновцы, федосеевцы, спасовское согласие, странническое согласие и другие. Особое место среди старообрядцев занимают представители часовенного согласия, не отказавшиеся от священства, но оказавшиеся без священников, наиболее многочисленного в районах Урала. В разных территориях расселения сложились многочисленные конфессионимы для обозначения тех или иных согласий старообрядцев.

Последователи старообрядчества – старообрядцы – представляют особую уникальную историко-этнографическую, этноконфессиональную группу русских. Хотя старообрядчество получило распространение не только среди русских, но также среди коми и коми-пермяков, карел, белорусов, чувашей и других народов. В силу изоляционистских традиций старообрядцы сохранили многие архаичные черты традиционной культуры. Старообрядчество, с его книжностью и яркими самобытными чертами традиционной культуры, всегда привлекало внимание исследователей – археографов, этнографов, лингвистов, фольклористов, историков. Экспедиционными исследованиями были охвачены многие районы расселения старообрядцев России и зарубежья. Сегодня миру старообрядчества посвящена обширная научная литература, к которой можно обратиться всем, кто, просмотрев материалы выставки, заинтересуется этой темой. В то же время следует отметить, что архивные коллекции, книжные собрания хранят еще много загадок об истории и культуре старообрядцев. А фольклорные, диалектологические и этнографические экспедиции также постоянно пополняют полевые архивы новыми интересными и уникальными материалами.

Урал и Пермский край – один из регионов со значительным числом старообрядческого населения. По числу старообрядчества Пермская губерния по Первой всеобщей переписи населения России 1897 года занимала первое место среди других губерний России. Ареалы старообрядчества в регионе в основном сложились в тех районах, заселение которых происходило с конца XVII и в XVIII веке; значительное число сторонников «старой веры» проживало и на уральских горных заводах. Во второй половине XVII века старообрядцы появляются на Урале в основном с Поморья и северных областей России, в начале XVIII века отмечается приток старообрядцев с реки Керженец. На территории Урала и в Пермском крае распространены несколько старообрядческих согласий. Одним из самых многочисленных являются старообрядцы часовенные. До начала XIX века они были поповцами, но в итоге гонений на старообрядцев оказались без священников и постепенно фактически стали беспоповцами. Наиболее крупные очаги расселения часовенных старообрядцев были в Обвинском поречье (Ильинский, Нытвенский, Верещагинский, Очёрский районы), юго-западном Прикамье (Чайковский, Еловский, Куединский районы), в Лысьвенском и Чусовском районах. В начале XXI века активные очаги часовенных известны в городах Перми и Добрянка, в Лысьвенском, Чайковском и Куединском районах. Поморское согласие – в настоящее время одно из самых многочисленных согласий беспоповцев – своё происхождение ведёт от отцов Соловецкого монастыря и Выговской пустыни. Наиболее крупный ареал расселения старообрядцев беспоповского поморского согласия – в Верхокамье: Сивинский, Верещагинский, Очёрский районы. Общины поморцев есть также в городе Перми, в Чернушинском и Куединском районах; отдельные крупные поморские центры сформировались в заводских поселениях (в сёлах Курашим, Калинино, Бым Пермского и Кунгурского районов). Почти во всех районах Прикамья были известны и старообрядцы – поповцы белокриницкого согласия. В начале XXI века на территории Пермского края находится несколько приходов Уральской епархии Древлеправославной старообрядческой церкви: в городе Верещагино и в Верещагинском районе, в городах Очёре, Кудымкаре, Перми, Чайковском. В Северном Прикамье сохраняются общины беглопоповского старообрядческого согласия (город Соликамск, Красновишерский район). В прошлом были известны и другие старообрядческие согласия.

Прокрутить