Государственный архив Пермского края
Статьи и публикации

Учитель и школа сто лет назад

К началу ХХ века учитель в России являлся уже представителем массовой профессии – в одной только Пермской губернии количество школ превысило две тысячи. Начальных школ в 1904 году насчитывалось 2210, в том числе 923 – церковных и с середины 1890-х годов официально был поставлен вопрос о введении всеобщего образования в губернии. По сведениям дирекции народных училищ для полного охвата всего населения губернии начальным образованием необходимо было открыть еще 1873 школы. К сожалению, темпы школьного строительства были снижены в связи с русско-японской войной 1904-1905 гг. и последовавшей за ней революцией и не успевали за темпами роста населения.

Большинство школ были земскими начальными училищами – одноклассными и двухклассными, только в немногих крупных селах и заводских поселках имелись четырехклассные или «городские» училища. Преподаватели этих школ, наиболее массовая категория учительства, имели в лучшем случае среднее образование и жили в крайней бедности. Жалование сельского учителя составляло около 300 рублей в год, помощника учителя – 140-180 рублей, каких-либо дополнительных источников существования он, как правило, не имел, хотя иногда учителя заводили свое хозяйство: огород или пасеку, случалось даже держали скот. Далеко не всегда предоставлялась и казенная квартира, многим приходилось снимать «углы» в крестьянских избах. Труд таких учителей считался подвижническим и воспринимался обществом как исполнение священного долга служения народу. Однако одних моральных стимулов все же было недостаточно. Зачастую учителя, особенно имевшие семьи, не выдерживали и уходили в конторщики, приказчики, канцелярские служащие.

Портрет преподавателя истории и географии Пермской Александровской мужской гимназии А.В. Зверева Если первоначально профессия учителя считалась исключительно мужской, то к началу прошлого столетия значительную часть учителей начальных школ уже составляли женщины, зарплата которых, как правило, была еще меньше, чем у мужчин. Каких-либо особых льгот учителя не имели, даже получить пособие от земства, чтобы дать хотя бы среднее образование собственным детям удавалось лишь немногим.

Кроме земских начальных школ в губернии существовало около тысячи церковно-приходских школ, появившихся в России в конце XIX века по проекту обер-прокурора Синода К.П. Победоносцева. В Перми в начале ХХ века существовало семь таких школ, лучшей из которых считалась женская школа при Рождество-Богородицкой церкви. С сентября 1898 года при ней был открыт бесплатный двухгодичный курс шитья, кройки и рукоделия, где ученицы обучались работе на швейной машине.

Средних учебных заведений в нашей губернии сто лет назад было не так много: две мужские гимназии и два реальных училища, восемь женских гимназий и девять женских прогимназий, горное училище в Екатеринбурге, Пермское техническое железнодорожное училище, духовная семинария и два епархиальных женских училища. К 1917 году количество средних учебных заведений заметно увеличивается, возникают гимназии и прогимназии во всех уездных городах, в Перми появляются коммерческое и речное училища, существовавшие ранее прогимназии преобразовываются в «полные» гимназии, растет и наполняемость школ. Однако количество мест в средних учебных заведениях губернии до революции оставалось недостаточным, не могли исправить положение и частные гимназии, такие как мужская гимназия Циммерман, женская гимназия Барбатенко, женская прогимназия Дрекслер-Голынец.

Здание Пермской Александровской мужской гимназии Наиболее престижным средним учебным заведением Перми являлась Александровская классическая мужская гимназия – старейшая в городе. Свое название она получила в честь посещения Перми императором Александром I в 1824 году. Только она давала так называемое классическое образование, основанное на изучении латинского и древнегреческого языков, открывавшее возможность поступать на престижные факультеты столичных университетов. Более многочисленные женские гимназии классическими не являлись, – там изучали ряд предметов, подобных современной средней общеобразовательной школе. Выпускницы женских гимназий имели возможность после года дополнительной подготовки освоить специальность учительницы начальной школы, а вот официальной возможности получить высшее образование у них не было, – в царской России высшего женского образования не существовало, имелись только «высшие женские курсы» при некоторых университетах.

Противоположностью классической гимназии были реальные училища, – средние школы, где не было древних языков, а акцент был сделан на преподавании естественных дисциплин и новых языков. При пермском Алексеевском реальном училище (позднее – авиационный техникум) с 1896 года существовало горное отделение, дававшее среднее техническое образование. Выпускники реальных училищ становились студентами технических вузов и естественных факультетов университетов.

Здание Мариинской женской гимназии Пермская духовная семинария являлась сословным учебным заведением для детей духовенства губернии. Поскольку программа семинарии была унифицирована с гимназической, после окончания IV класса, наиболее подготовленные семинаристы, выдержав специальный экзамен, могли поступать в университеты (кроме столичных), лесную и медицинскую академии, другие специальные институты. Многие из выпускников пермской семинарии стали известными писателями (Д.Н. Мамин-Сибиряк, П.П. Бажов), учеными (изобретатель радио А.С. Попов, математик И.М. Первушин, основатель Томского университета, В.М. Флоринский). Оставшиеся, закончив курс богословских наук, получали среднее специальное образование и могли поступать в духовные академии.

Все средние учебные заведения города в начале ХХ века, включая классическую гимназию, отнюдь не были элитарными учебными заведениями, недоступным для большинства горожан. Наоборот, значительную часть учащихся составляли дети учителей, врачей, служащих, мелких торговцев, ремесленников и даже крестьян. Плата за обучение была сравнительно небольшой, основную часть расходов по содержанию средних учебных заведений брало на себя государство. Кроме того, существовала развитая система материальной поддержки учеников из бедных семей (стипендии меценатов, бесплатные общежития и пр.). Все учащиеся были обязаны носить форму, как в школе, так и вне ее, и соблюдать достаточно строгие правила поведения. Контроль за ними возлагался на инспектора (вторая по значению должность в дореволюционной школе) и классных наставников, которые регулярно посещали учеников на их квартирах.

Преподаватели Пермской Александровской мужской гимназии Положение преподавателей средних школ резко отличалось от учителей начальных училищ. Это были выпускники высших учебных заведений, состоявшие на государственной службе чиновники, получавшие соответствующее своему чину жалование. При отсутствии взысканий со стороны начальства производство в следующий чин осуществлялось автоматически, в результате учитель гимназии или реального училища мог дослужиться до статского советника, что по табели о рангах соответствовало полковнику в армии. Жалование было вполне достаточным, чтобы содержать приличную квартиру с прислугой, удовлетворять свои культурные запросы: покупать книги, журналы, регулярно посещать театр и даже съездить на курорт или за границу.

К сожалению, такой порядок приводил к тому, что большинство учителей со временем действительно превращались в чиновников, озабоченных размером своего жалования и продвижением по службе больше, чем воспитанием души и обогащением ума своих учеников. В своих воспоминаниях о Пермской гимназии писатель Михаил Осоргин говорит о формальном отношении большинства преподавателей к своим обязанностям. Учебный процесс представлял собой зубрежку правил, названий и дат, а основные для классической гимназии предметы: латинский и древнегреческий языки большинство учеников просто ненавидело. Подобное отношение, «здоровой и естественной ненависти», по словам писателя, распространялось и на большинство учителей, которых он довольно резко характеризует как «коллекцию уродов и несчастных людей», «дико и свирепо пивших и забывавших подтяжки в публичных домах».

Конечно, были и учителя творчески и ответственно относившиеся к своей работе, стремившиеся увлечь школьников своим предметом, такие как известный историк А.А. Дмитриев, долгие годы проработавший преподавателем Пермской мужской гимназии. Свидетельством любви и уважения гимназистов к своему учителю являются письма и телеграммы бывших учеников, хранящиеся в личном фонде Дмитриева в областном госархиве. Другим примером замечательного педагога, был преподаватель женской гимназии С.И. Банель, о котором мы можем узнать мнение самих учениц, писавших по случаю его трагической кончины: «Мы лишились самого дорогого и близкого для нас педагога-друга, вся жизнь которого была проведена в неустанных трудах для нас, учащихся… он был как родной отец для нас.… Как преподаватель он был незаменим; он обладал той драгоценной для каждого истинного педагога способностью делать предмет занятий живым и интересным, пробуждать любознательность в учащихся, сообщая им в то же время массу самых разнообразных сведений… он был не только преподавателем, хотя и хорошим, но ограничивающимся прохождением своего курса. Это был, прежде всего, друг учащихся, принимавший близко к сердцу их интересы и нужды и стремившийся по мере сил помочь в их затруднениях… к нему шли и поделиться успехом в ученье или с какой-либо другой радостью и он радовался вместе с нами нашим удачам, как человек с бескорыстными и благородными взглядами».

Многие учителя начала ХХ века активно интересовались политикой, причем для сельских учителей был характерен больший радикализм, чем для их респектабельных коллег – преподавателей гимназий, семинарий и реальных училищ. Однако и среди них появлялись люди, симпатизировавшие освободительному движению, принимавших активное участие в революционных событиях. Так 14 мая 1905 года на улицах Перми произошли «беспорядки», связанные с попыткой провести собрание для учреждения неразрешенного властями Пермского отделения Всероссийского союза учителей, самую активную роль в которых сыграли учителя и учащиеся учебных заведений города.

А.В. Бушмаков