АрхиFFest-2016: вечер второй. «Моцарт тайги»

6 декабря 2016 г. в рамках II архивного фестиваля «АрхиFFest» состоялся интеллектуально-музыкальный вечер «Пермский Моцарт» музыковеда, композитора, скрипача, концертмейстера оркестра «MusicAEterna» Афанасия Чупина. Архивный фонд Пермского края пополнился записями опер Моцарта на либретто Лоренцо да Понте «Свадьба Фигаро», «Так поступают все» и «Дон Жуан», которые были переданы маэстро Теодором Курентзисом в госархив. Об этих революционных записях, сделанных звукозаписывающей корпорацией «Sony Classical Records», и вел свой рассказ Афанасий Чупин.

Фонд Пермского театра оперы и балета им. П.И. Чайковского в архиве регулярно пополняется различными документами. Это как текстовые документы, фотографии, так и аудио- и видеоматериалы. Художественный руководитель театра Теодор Курентзис помогает архиву стать обладателем бесценных документов, в том числе и в формате аудио.

Почему выбор Теодора Курентзиса пал на аудиозапись именно трилогии Моцарта – да Понте? В чем сложность исполнения музыки Моцарта? Кто такой Лоренцо да Понте? Как эволюционировали подходы к исполнению музыки Моцарта? Почему Моцарта можно назвать революционером? Кто такие музыканты-аутентисты? Каков ключ к музыке Моцарта маэстро Курентзиса? Какова дискография трилогии Моцарта – да Понте? Чем записи опер Моцарта Роджера Норрингтона, Джона Элиота Гардинера и Рене Якобса отличаются друг от друга? Как осуществлялась запись опер в стенах театра оперы и балета? Каковы различия между студийной записью и его «live»-версией? Чем «Моцарт тайги» заинтересовал западных музыкальных критиков? Обо всем этом и многом другом говорилось на встрече с Афанасием Чупиным. Публика могла убедиться в том, что уровень осмысления музыкантом наследия Моцарта находится на очень высоком уровне. Каждое новое поколение людей заново открывает для себя Моцарта и заново его интерпретирует. В этом секрет удивительной современности австрийского гения.

Афанасий Чупин отметил, что архивы, – огромные хранилища памяти людей, – содержат в себе огромный массив нотного материала как фольклорного, так и композиторского. И к обработке этого материала только предстоит приступить. Архивы востребованы музыкантами, они нуждаются в них. Государственный архив Пермского края выстраивает отношения с музыкальным сообществом, чтобы нотные документы региона были доступны широкому кругу исполнителей и ценителей музыки.

Видеозапись встречи с Афанасием Чупиным в Государственном архиве Пермского края пополнит фонд театра оперы и балета в качестве инициативного комплектования.

Публика долго не отпускала Афанасия Чупина со сцены, требуя продолжения общения. Встреча закончилась по-театральному – вручением музыканту букета алых роз.