Местное самоуправление в дореволюционной Перми

2008 год

Местное самоуправление в дореволюционной Перми

Институты городского самоуправления в Перми, так же как и в большей части Российской империи, были созданы самодержавной властью, а не возникли в результате общественной самоорганизации. Поэтому и городской голова, и дума, и городской магистрат, избиравшиеся городскими обывателями, были крайне зависимы от губернатора, и чиновников губернского правления. Они не имели права самостоятельно распоряжаться городскими доходами и были фактически лишены какой-либо реальной власти. Даже само слово «самоуправление» употреблять было не принято – вплоть до революции 1917 г. в законах говорилось о «городском общественном управлении».

Выборное городское управление в Перми появилось с момента основания губернского города – в 1781 году. Исполняя приказание Пермского генерал-губернатора Евгения Петровича Кашкина от 18 сентября 1781 г., пермский губернатор И.В. Ламб организовал выборы должностных лиц для нового города. Они проходили в городах, где городское общество уже было сформировано – Кунгуре, Соликамске и Чердыни. Первым пермским городским головой был избран Кунгурский купец 2-й гильдии Михаил Абрамович Попов.

Городской голова во времена Екатерины II избирался сроком на 3 года и возглавлял Общую городскую думу и ее исполнительный орган – Шестигласную думу. Выборы происходили на собрании городских обывателей, созывавшемся по приказанию губернатора раз в три года. Одновременно выбирались и члены городского магистрата – судебно-административного органа, в ведении которого находились городские сословия. К городским обывателям, имевшим право участия в выборах, относились только лица, имевшие в городе недвижимость, записанные в гильдии или «мещанским промыслом промышляющие», то есть те, кто платил налоги.

Шестигласная дума под руководством головы заведовала всем городским хозяйством, отчитываясь перед губернатором в доходах и расходах. Документы областного архива показывают, что в конце XVIII – начале ХХ века контроль со стороны губернатора и губернского правления за деятельностью выборных органов городского общества был не только пристальным и постоянным, но и просто мелочным. Так, губернатор К.Ф. Модерах лично занимался вопросами городского благоустройства, постоянно требуя от городского общества дополнительных средств на освещение улиц, устройство будок для караульщиков, рытье канав и др. Участие в выборных органах было связано с хлопотами и расходами, поэтому в дореформенный период зачастую было трудно найти желающих для замещения всех должностей в городской думе и магистрате.

Ситуация изменилась в результате реформ 1860–70-х годов. В Перми, как и в России в целом, значительно выросла роль органов общественного управления. Игравшие ранее вспомогательную роль, они теперь берут на себя функции по организации все более сложного и финансово-затратного городского хозяйства.

Гласные в думу избирались плательщиками налогов, владевшими недвижимостью, держателями купеческих, промысловых и приказчичьих свидетельств, а также ведомствами, учреждениями, обществами, монастырями и церквями. Избиратели делились на 3 курии: крупных, средних и мелких налогоплательщиков; каждая курия платила треть городских налогов и избирала треть гласных. В 1892 г. деление на курии было ликвидировано, но вместе с тем поднят имущественный ценз, в результате чего основная часть городского населения так и осталась лишенной права участия в выборах. Для дореволюционного городского самоуправления в Перми характерно полное преобладание купечества. В отличие от городов центральной России, в Пермской думе представители дворянства и интеллигенции не играли заметной роли.

Дума избирала председателя – городского голову, являвшегося одновременно председателем исполнительного органа городского общественного управления – городской управы. Кроме него в управу входили несколько членов, товарищ (заместитель) головы и секретарь. Лица, избранные городским головой во всех губернских городах, утверждались министром внутренних дел. Несмотря на отказ от сословного принципа, Городовое положение 1870 года устанавливало ряд ограничений для занятия руководящих должностей по городскому общественному управлению: для духовенства, чиновников, лиц иудейского вероисповедания, старообрядцев. Кроме того, большое значение при утверждении кандидатуры придавали политической благонадежности.

В компетенцию городского общественного управления входило заведование капиталами и имуществами города, забота о его благоустройстве, обеспечение продовольствием, развитие городского здравоохранения, народного образования, местной промышленности и торговли. Оно должно было предпринимать действия по защите города от пожаров и других стихийных бедствий.

Основой городской казны являлись «городские сборы» с владельцев недвижимости, с тех, кто оформлял документы на право торговли и промыслов, с хозяев трактирных заведений, постоялых дворов, съестных лавок, извозного и перевозного промыслов, с владельцев частных лошадей и экипажей. Кроме этого взимались некоторые второстепенные сборы.

Обязательными для городского общественного управления были расходы на полицию, пожарную часть, воинский постой, устройство арестантских помещений при полиции, отопление и освещение тюрем, а также выдача пособий государственному казначейству и разным учреждениям и ведомствам. Городское самоуправление жестко контролировалось губернским правлением, которое в любой момент могло приостановить то или иное действие или отменить решение любого городского выборного органа. Полную самостоятельность городское самоуправление получило только после февральской революции 1917 года.