Власть, общество и продовольственный вопрос в Пермской губернии

2008 год

Власть, общество и продовольственный вопрос в Пермской губернии

Продовольственный кризис, разразившийся в России в конце 1916 года, послужил причиной перехода от системы закупок продовольствия к разверстке необходимого количества хлеба. Предполагалось, что в январе 1917 г. должно было быть разверстано 772,1 миллионов пудов хлеба, однако цели эта первая продовольственная разверстка, предпринятая царским правительством, не достигла: даже к марту общие итоги разверстки среди крестьянских хозяйств не достигли и 100 миллионов пудов1.

Вопрос разрешения продовольственных затруднений стал одним из главных для Временного правительства с самого начала его деятельности. 25 марта 1917 года вышло постановление «О передаче хлеба в распоряжение государства», определившее основы продовольственной политики нового правительства. Весь хлеб, продовольственный и кормовой, урожая прошлых лет, 1916 года и будущего урожая 1917 года, за вычетом запаса, необходимого для продовольствия и хозяйственных нужд владельца, должен был учтен и поступал в распоряжение государства, свободная торговля хлебом запрещалась.

«Временное положение о местных продовольственных органах» официально вводило многоуровневую систему губернских комитетов (губернских, уездных, городских и волостных), включавших представителей местных земских собраний и городских дум, Советов рабочих депутатов и разного рода общественных организаций – отделений Всероссийского земского союза и союза городов, члены местного Крестьянского союза, представители кооперативов, сельскохозяйственных обществ, биржевых комитетов, земских агрономических, экономических и санитарно-медицинских организаций. Волостные продкомитеты должны были включать местных крестьян, избираемых волостными сходами.

Столь многочисленный и разнородный состав комитетов объяснялся необходимостью координировать работу всех организаций и правительственных ведомств, так или иначе связанных с учетом, заготовкой и распределением продовольствия. Однако не менее важным представляется то, что широкое участие представителей общественности, должно было придать деятельности продкомитетов большую легитимность, сделать их достаточно авторитетными и полномочными инстанциями.

Комитеты всех уровней должны были собираться на заседания не реже двух раз в месяц. Они избирали из своего числа членов продовольственной управы – постоянно действующего органа, решавшего конкретные вопросы, связанные с обеспечением населения и армии продовольствием. Как правило, председателями и членами управ становились интеллигенты из числа земских служащих.

Однако на практике деятельность продовольственных органов Временного правительства столкнулась с массой трудностей. Очень медленно и трудно происходил сам процесс создания продовольственных органов и налаживание их сколько-нибудь эффективной работы. Особенно это касалось низшего, наиболее массового волостного уровня – в некоторых волостях Пермской губернии они не были созданы даже к середине лета. Так в Оханском уезде в начале июля все еще отсутствовали продовольственные комитеты в 4 из 48 волостей. По сообщению председателя Оханского уездного продовольственного комитета, население многих волостей «не усвоило значения этих органов» и упорно отказывалось производить выборы в них2.

Уже в начале лета 1917 года крестьяне все чаще стали отказываться отдавать продовольствие по распоряжению продовольственных комитетов.

В ходе заседания Пермского уездного продовольственного комитета 18 июня 1917 г. рассматривался вопрос об отказе населения Закамских волостей дать мясной скот для заводов и города. Поводом для отказа послужил факт обнаружения сданной для армии коровы у одного из частных мясоторговцев Перми. Представитель управы объяснил этот случай тем, что надо было срочно поставить мясо для гарнизона, и управа вынуждена была взять у города предназначенное для населения мясо и отдать военным. В то же время члены и агенты управы поехали по волостям искать скот для гарнизона. Когда прибыла партия мяса из Ильинска, то гарнизон заявил, что у него уже есть и, и управа вынуждена была отдать часть этого мяса городу, иначе оно могло испортиться3.

В протоколах волостных собраний указывалось, что крестьяне согласны давать скот лишь для гарнизона, но не для заводов и города. Они не хотели отдавать скот, безусловно, потому что твердые цены были слишком малы, по сравнению с рыночными4.

Очевидно, проявилось и негативное отношение крестьян к населению городов и рабочих поселков. Еще в феврале в полицейских рапортах отмечалось, что «среди крестьян существует крайнее озлобление против тех лиц,… которые работают на заводах, изготовляющих разные предметы на оборону и зарабатывают крупные суммы и в то же время пользуются отсрочкой по отбыванию воинской повинности».5.

Характерно постановление волостного схода Нижнее-Муллинской волости принятое 3 мая 1917 г. в ответ на просьбу о пожертвовании хлеба для армии: «пожертвовать хлеба из хлебозапасного магазина со всего общества ржи 25 пудов бесплатно, с тем непременным условием, чтобы хлеб был отправлен единственно в армию с нарочно предназначенным для того уполномоченным»6.

Члены Пермского уездного комитета на упомянутом заседании 18 июня отмечали отсутствие «стройной и сильной организации», которая могла наладить учет и распределение мяса, произвести разверстку и установить нормы выдачи. Их предложения в вопросе о продовольствии были гораздо более радикальными и жесткими, чем политика Временного правительства. По поводу вопроса о снабжении населения мясом, уездный продкомитет предложил весьма решительные меры: 1) запрет частной торговли на все продукты первой необходимости (муку, яйца, масло, мясо, скот и т.п.), так как «свободная торговля дает основание для спекуляции, а тем способствует не только колебанию, но и ломке твердых цен» и 2) перевод всей торговли продуктами в ведение общественных организаций – волостных продовольственных комитетов и губернских и уездных продовольственных управ. При производстве реквизиции скота, а также для ареста спекулянтов комитет предложил решительно использовать военную силу7.

Не менее решительно были настроены Пермский городской продкомитет и управа. Констатируя в августе 1917 г. что введенная карточная система и твердые цены на продажу мяса не работают, а мясо на базарах Перми по-прежнему продается по произвольным ценам, городской продовольственный комитет обращался к губернскому комиссару Временного правительства с просьбой установить жесткие ограничения для торговцев, поскольку сам он «совершенно бессилен бороться с этим злом, в корне подрывающим все мероприятия… по правильному распределению мяса»8.

В сентябре положение обострилось и продовольственные управы, так и не добившись согласия сельских обществ на поставку хлеба по твердым ценам, начали операцию по вывозу хлебных запасов из сельских общественных хлебозапасных магазинов при помощи вооруженной силы – специальных воинских команд из солдат местных гарнизонов9.

Оставляя в стороне вопрос об успехе этой операции, стоит обратить внимание на сам факт насильственного отчуждения запасов продовольствия у сельского населения, вполне естественный для периода военного времени и ситуации продовольственного кризиса, угрожающего голодом населению городов и заводских поселков, но явно идущей в разрез с курсом на строительство правового государства, и невмешательством в действия низших (волостных) выборных органов, декларированного Временным правительством.

Ситуация лета-осени 1917 года вокруг вопроса о продовольствии в Пермской губернии достаточно четко демонстрирует раскол российского общества, лишенного в результате февральской революции скрепляющих цепей царского государства, столь ненавистных для большей части «образованных людей» того времени. Характерно, что, придя к власти, местные интеллигенты, традиционно позиционирующие себя как защитников и просветителей трудового народа, уже в июне 1917 года были готовы использовать силу против крестьян, не желавших отдавать продовольствие по низким закупочным ценам. Безусловно, что в жесткой риторике членов продовольственных комитетов сыграл свою роль изначальный антилиберальный и антибуржуазный настрой, свойственный большинству провинциальных интеллигентов.

В условиях кризиса власти, когда основная масса крестьянского населения страны перестала считать себя обязанной кормить город, социалистическая идея о справедливом распределении ресурсов «по норме» оказалась востребованной не только крайними политическими силами, такими как большевики, но и всем «образованным обществом» в целом, включая и тех, кто считал себя сторонником гражданских свобод, либерализма и демократии.


1Сидоров А.Л. Экономическое положение России в годы первой мировой войны.- М., 1973.- С.488.

2ГАПО. Ф.167. Оп.1. Д.18. Л.50

3Там же. Д.3. Л.13-14.

4Там же.

5ГАПО. Ф. 65. Оп.1. Д. 334. Л. 12-13.

6Там же. Ф. 224. Оп.1. Д.1. Л. 15-16.

7Там же. Ф.167. Оп.1. Д.3. Л. 14-15.

8Там же. Д. 18. Л. 94.

9Там же. Д. 22. Л. 10.