Государственный архив Пермского края
Моторостроительный завод №19 им. Я.М. Свердлова (сейчас АО «ОДК-Пермские моторы»).

Моторостроительный завод №19 им. Я.М. Свердлова (сейчас АО «ОДК-Пермские моторы»).

Дата : 5 Марта 2018

Моторостроительный завод №19 им. Я.М. Свердлова (сейчас АО «ОДК-Пермские моторы»). Моторостроительный завод №19 им. Я.М. Свердлова (сейчас АО «ОДК-Пермские моторы»).

Моторостроительный завод №19 им. Я.М. Свердлова (сейчас АО «ОДК-Пермские моторы»).

В 1980-е годы ППО «Моторостростроитель» успешно освоило производство двигателя 4 поколения ПС-90А (для самолётов Ил-96-300, Ту-204, Ту-214, Ил-76) и приступило к его серийному выпуску.

АО «ОДК-Пермские моторы» (входит в состав АО «Объединённая двигателестроительная корпорация») создано в 1997 г. на базе успешно работающего в Перми с 30-х гг. XX в. крупнейшего отечественного производителя авиационных двигателей, вошедшего в историю города как Моторостроительный завод №19 им. Сталина (позднее - им. Свердлова).

Освоение производства авиационных моторов началось в цехах ещё строящегося завода в 1932 г., но в полную силу развернулось с 1 июня 1934 г., когда было окончательно принято решение о производстве в Перми звёздообразного поршневого мотора М-25 «Циклон», выпускавшегося по лицензии американской фирмы «Кёртис Райт». Освоение мотора было осуществлено в рекордно короткий срок. Уже в декабре 1936 г. коллектив был отмечен первой наградой - орденом Ленина «..за высокое качество мотора М-25 и досрочное выполнение государственных программ».

В годы Великой отечественной войны вдвое увеличились производственные мощности предприятия, в три раза объёмы производства. Благодаря переводу производства моторов на серийный поток за 4 года войны пяти самолётным заводам было передано почти 32 тысячи моторов. За образцовое выполнение заданий Государственного комитета обороны, завод был отмечен орденом Красного Знамени. Ими оснащались боевые самолёты, в том числе знаменитые Ла-5, Ла-7, Су-2 и Ту-2.

В 1950-е - 1960-е гг. на предприятии появились новые производства: жидкостных ракетных двигателей, редукторов для вертолётов, товаров народного потребления.  Постоянно осваивая новые технологии и виды продукции, Пермский моторостроительный завод превратился в крупнейшее предприятие отрасли. С переходом авиации в 1950-х гг. с поршневых на реактивные двигатели завод упрочил свои позиции и стал постоянным партнёром и поставщиком продукции для всемирноизвестных фирм Туполева, Ильюшина, Микояна, Миля, Мясищева. Здесь впервые в стране были освоены и начали серийно производиться двухконтурные газотурбинные двигатели: Д-20П (для самолёта Ту-124), экономичные и надёжные Д-30 (Ту-134), массовые ТВ2-117 (Ми-8). Предприятие обеспечило до 60% потребности страны в двигателях для гражданской авиации. За что было отмечено вторым орденом Ленина (1970 г.) и орденом Октябрьской революции (1984 г.).

В 1980-е гг. ППО «Моторостростроитель» успешно освоило производство двигателя 4 поколения ПС-90А (для самолетов Ил-96-300, Ту-204, Ту-214, Ил-76) и приступило к его серийному выпуску, что позволило России на рубеже XX и XXI вв. на равных конкурировать с ведущими мировыми производителями авиационной техники и лучшими двигателями своего класса - PW2000 (Пратт энд Уитни, США), RB211 (Роллс-Ройс, Великобритания).

В 1990-е гг. продукция ОАО «Пермские моторы» - так называлось в этот период предприятие - спустилась с небес на землю, открыв новую нишу промышленного применения газотурбинных двигателей в нефтегазовой отрасли. Продуктовая линейка пополнилась новыми образцами газотурбинной техники, предназначенными для работы в составе газоперекачивающих агрегатов компрессорных станций магистральных газопроводов, газотурбинных электростанций, что позволило обеспечить энергобезопасность страны. Сегодня АО "ОДК-Пермские моторы" выпускает более 10 типов ГТУ мощностью от 2,5 до 25 МВт.

С 2008 г. началась новая страница в истории предприятия. Российское государство консолидировало в своей собственности активы ключевых предприятий стратегических отраслей. ОАО «Пермский моторный завод» вошло в состав ОАО «Управляющая компания «Объединенная двигателестроительная корпорация» - 100-% специализированной дочерней компании по управлению двигателестроительными активами ОАО «Объединенная промышленная корпорация «ОБОРОНПРОМ».

Сегодня многолетний опыт крупносерийного производства и модернизации двигателей Д-30, ПС-90А, позволяет предприятию шаг за шагом уверенно двигаться к освоению двигателя пятого поколения ПД-14 для самолёта МС-21. АО «ОДК-Пермские моторы», унаследовавшее славу и традиции своего предшественника - Пермского моторостроительного завода №19, остаётся ведущим предприятием отрасли авиационного газотурбинного двигателестроения России и в XXI в.

В 2014 г. к 80-летнему юбилею пермского моторостроения Пермские моторы выпустили книгу «Сквозь гул моторов... Заводской альбом». Автор-составитель книги Владимир Ивашкевич, известный пермский историк и журналист.