Государственный архив Пермского края
ОАО «Пермский моторный завод».
23 ноября 2015

ОАО «Пермский моторный завод».
ОАО «Пермский моторный завод» — российская машиностроительная компания, ведущий в России серийный производитель авиадвигателей для гражданской и военной авиации, промышленных газотурбинных установок для электростанций и транспортировки газа.
Пермский моторный завод — предприятие с полным технологическим циклом, включающим литейное, механическое, сварочное, сборочное и испытательное производства, выполняющее ремонт, гарантийное и послегарантийное обслуживание продукции, обучение персонала эксплуатирующих организаций.
Постройка завода начата в 1929 г., окончена в 1933 г.
Первоначально завод именовался союзный завод №19, входил в систему предприятий Государственного всесоюзного треста авиамоторостроения Наркомата тяжелой промышленности СССР.
В январе 1935 года Пермский моторный завод начал серийный выпуск мотора М-25, а в конце 30-х годов начал выпускать отечественные двигатели разработки известного конструктора Аркадия Швецова. Эти двигатели — М-62, М-63, М-62ИР (позднее им были присвоены индексы АШ) — стали сердцами советских истребителей И-16, И-153, Ла-5, Ла-7, Ту-2 и других.
С 1936 г. завод назывался Пермский моторостроительный завод им.Я.М. Свердлова.
В первые месяцы Великой Отечественной войны завод принял на свою территорию 6 эвакуированных предприятий. Наращивая выпуск моторов, завод многократно превысил плановые задания и за годы войны выпустил для фронта более 30 000 моторов.
С 1947 г. входил в систему предприятий Министерства авиационной промышленности СССР.
Вторая половина XX века стала эпохой создания реактивных двигателей. Газотурбинной тематикой занялись в Перми в 1953 году, когда опытно-конструкторское бюро возглавил Павел Александрович Соловьев. Пермские реактивные двигатели приобрели славу самых надёжных и экономичных в стране. Уже в 80-е годы более 60 % всех пассажирских и транспортных перевозок в Советском Союзе осуществлялось на самолётах с пермскими двигателями. В 1970 г. и 1984 г. работа пермских моторостроителей была отмечена орденами Ленина и Октябрьской Революции.
В 50-е годы на заводе было организовано два новых производства. В 1951 году пермские моторостроители начали выпуск вертолётных редукторов, а в 1958 году — жидкостных ракетных двигателей. Именно пермские моторостроители в 1965 году начали выпуск редуктора ВР-8А для самого массового вертолёта Ми-8. А в 1964 году пермяками был освоен жидкостный ракетный двигатель для 1 ступени РН «Протон».
В 1979 г. Завод реорганизован в Пермское производственное объединение (ППО) «Моторостроитель» им.Я.М. Свердлова.
В 1982 г. на Пермском моторном заводе началось освоение двигателя четвертого поколения ПС-90А для магистральных самолётов Ту-204 и Ил-96-300.
Согласно распоряжению Правительства РФ от 26 мая 1992 г. № 952-р преобразовании в ОАО «Пермские моторы».
С 1992 года на предприятии стало развиваться новое направление деятельности — создание и серийное производство газотурбинных установок промышленного назначения.
С 2008 года ОАО «Пермский моторный завод» входит в состав Объединённой двигателестроительной корпорации.
Картинка для анонса: Array
Детальная картинка: Array