Микрорайон Владимирский.

8 ноября 2016

Микрорайон Владимирский.

Микрорайон Владимирский.

Границы микрорайона - ул. Чкалова; р. Егошиха; р. Ивановка; автомобильная дорога Голый Мыс - Липовая Гора; ул. Героев Хасана.
16 декабря 1941 г. в Молотов прибыл первый эшелон с оборудованием эвакуированного из г. Владимира патефонного завода - предприятия по производству боеприпасов (позже Пермский машиностроительный завод им. Октябрьской Революции, затем ОАО «Велта»). Станки выгружали на заснеженную равнину, рядом рыли землянки, ставили палатки первые жители будущего посёлка. Немногих «счастливчиков» расселили в домах горожан в радиусе 8-10 км от площадки строящегося завода. В январе 1942 г. началось строительство первых бараков на отведённом под жилой посёлок участке в 17 га (между Сибирским трактом и ул. Серпуховской). Его место было определено сразу за лесным кордоном (автор проекта застройки - архитектор В.Г. Чернов, 1940 г.). Построенные в течение полугода бараки стали основой посёлка. Из более чем полутора тысяч эвакуированных жителей городов Тамбова, Калинина, Владимира, владимирцы составляли большинство, что и обусловило, по-видимому, название будущего микрорайона. Микрорайон также называют Загарье, по имени маленькой деревушки (известной уже в 1781 г., в середине 1920 г. насчитывавшей 15 дворов и 90 жителей) на р. Чумка. Ныне на этом месте протянулись улицы Коломенская (дома № 13, 15, 17) и Загарьинская.
Первые постройки в посёлке - сплошь временные каркасно-засыпные бараки. В первые послевоенные годы строительство на Загарье почти не велось, т. к. строительный батальон, возводивший бараки, был демобилизован. Заводу пришлось создать свою строительно-ремонтную контору, первыми объектами которой стали: клуб (сохранился до наших дней), магазин, столовая, возведённые в 1947 г. До 1957 г. завод строил всего по одному двухэтажному дому в год, ими были застроены кварталы между улицами Козьмы Минина и Серпуховской. В 1956 г. было принято решение построить ряд деревянных домов для молодёжи по ул. Серпуховской (силами комсомольцев завода), которые позже назвали «комсомольскими». В конце 1940-х гг. на Загарье было построено 135 частных домов для рабочих завода (кварталы выглядели хаотично из-за сложного рельефа местности – оврага и р. Чумка). В 1984 – 1987 гг. на месте частных домов выросли высотки. В конце 1950-х гг. в посёлке началось строительство домов хозяйственным способом, появились строительные кооперативы, которым в короткий срок удалось возвести первые благоустроенные жилые дома по Ашапскому переулку, 3-х этажные дома по ул. Краснополянской. В 1957 г. на окраине посёлка Загарье построена школа (ныне Средняя общеобразовательная школа № 81; ул. Загарьинская, 6), за школой в логу начинались глиняные карьеры завода «Красный строитель», который позже перебрался на ул. Пихтовая (существует с 1956 г.). В 1963 г. началось возведение 5-ти этажного жилья (первый дом по ул. Бригадирская, 8). В соответствии с новой схемой застройки микрорайона (автор А. И. Волчегурская) возводятся детские сады, ясли. В 1967 г. открыт Дом спорта (построен силами комсомольцев завода во внерабочее время). В 1970-е гг. строятся объекты здравоохранения, сносится ветхое жилье (в 1976 г. снесён последний барак кирпичного завода). В посёлке появились новые магазины, парикмахерская, почта, домовая кухня, быткомбинат, детский комбинат и др. Население получило квартиры в новых домах по улицам Косьвинская, Пихтовая, Лиственная, на улицах Коломенская и Патефонная вырос ансамбль из семи 9-ти этажных и трёх 12-ти этажных панельных домов. Строится 9-ти этажное общежитие по ул. Героев Хасана.
В состав микрорайона входит и посёлок Леваневского (назван в честь летчика, первого Героя Советского Союза Сигизмунда Александровича Леваневского), чья история началась в июне 1936 г., когда руководство завода № 19 (им. Сталина, ныне ОАО «Пермские моторы») обратилось в горисполком с просьбой о выделении под строительство индивидуального жилья участка земли по левой стороне Сибирского тракта, между заводом «Красный строитель» и лесным кордоном. Разрешение было дано не сразу и только на строительство барачного посёлка, проект которого был разработан ОКСом завода в 1938 г. Через год в 14 бараках из бруса, вместимостью от 80 до 100 человек каждый, поселились учащиеся школы ФЗУ и рабочие завода. В центре посёлка находилась небольшая котельная, в одном из первых домов на тракте открыт небольшой магазин. В 1940 г. построено еще 11 бараков и в 1941 г. - 10. Между домами проложили деревянные тротуары. В 1943 г., после некоторого ремонта, в ряде бараков были организованы первые юношеские городки: женский № 1 и мужской № 2. В 1944 г. в бараках проживало 3726 человек. Местом отдыха населения посёлка был ближайший еловый лес, летом купались в искусственных водоемах карьера кирпичного завода «Красный строитель» (где с весны скапливалась вода). Ныне на месте бывшего карьера располагается Пермский опытно-механический завод. В 1955 г. в пос. Леваневского появились первые улицы: Усольская, Ижевская, Ординская, тянувшиеся от лога до Сибирского тракта. По ул. Ординской для жителей посёлка была построена мойка № 1, на 6 колод, в которой полоскали белье (вода подавалась из городского водопровода). Появились детский сад (ул. Ординская, 23), детские ясли (ул. Ижевская, 12а, в 1998 г. здесь находилось частное предприятие О. Мышкиной). В посёлок Леваневского с 1940 г. действовал столярный цех № 91 Пермского моторостроительного завода (находится на территории бывшего конного двора, с 1996 г. - муниципальное эксплуатационно-ремонтное предприятие). Продукция цеха - оконные и дверные блоки, наличники, плинтусы, плитка для облицовки зданий, декоративного оформления тротуаров.
Из старых построек в микрорайоне сохранился барак по ул. Ижевская, 3, в котором в летнее время работает филиал Автовокзала (недалеко от автобусной остановки «Поселок Леваневского»). Из новых построек можно назвать двухэтажный особнячок, с магазином для автомобилистов «Автопартнёр» (существует с 1998 г., по ул. Ижевская, 14, архитектор М. М. Футлик).
По ул. Героев Хасана, 89 расположена школа № 94, к старому зданию которой сделан пристрой (1991 г.). Недалеко от школы, на пустыре, имеется деревянный крест, поставленный на месте гибели в 1918 г. главы Пермской епархии епископа Андроника. В здании, где с 1961 г. располагается поликлиника РУВД (ул. Героев Хасана, 47), находилась пересыльная тюрьма. В 1960-е гг. к нему была сделана пристройка, в которой разместились операционный блок, физиотерапевтическое отделение, кабинеты для работы врачебной комиссии.
Почти не изменился облик ул. Полазненской, где до сих пор стоят небольшие шлакоблочные дома без удобств, построенные в 1947 – 1948 гг. пленными немцами.
Микрорайон связан с другими территориями города троллейбусами маршрутов № 3, 7, 8,11, автобусными маршрутами № 10, 19, 74, 75.
Экономика: Пермский кирпичный завод; ЖБК-1.
Здравоохранение: МСЧ №3; поликлиника №2 детской городской инфекционной больницы №10; поликлиника РУВД.
Образование: общеобразовательные школы № 81 и 94.
Архитектура, достопримечательности: плавательный бассейн «Кама», с шестью 25-метровыми дорожками; велодром (единственный в г. Перми); памятник, посвященный погибшим в Чечне солдатам-пермякам, в т. ч. Д. Б. Кириллову и С. Н. Смеленко (на территории воинской части № 5437).

В. В. Семянников

Картинка для анонса: Array

Детальная картинка: Array