Подготовка педагогических кадров стала одной из приоритетных задач советских властей сразу же после прихода большевиков к власти в октябре 1917 г. Это было связано как с поставленной задачей полной ликвидации безграмотности в России, так и с обеспечением лояльности учительского состава новому политическом режиму.
Одним из важных мероприятий по совершенствованию педагогического образования в Пермской губернии стало создание Пермского института народного образования. Вскоре после 1 июля 1919 г., когда в Перми была восстановлена Советская власть, Пермский губернский отдел народного образования создал особую комиссию из девяти лиц в следующем составе: представители от отдела народного образования, от губернского комитета Российской коммунистической партии (большевиков) и от учителей. Данной комиссии была поручена организация нового учебного заведения, предназначенного для подготовки педагогов.
Согласно решению комиссии, в Пермский институт народного образования было реорганизовано три учебных заведения: Фребелевский институт (названный так в честь известного немецкого педагога, теоретика дошкольного воспитания Фридриха Фребеля) – в отдел дошкольного воспитания, Пермскую и Мотовилихинскую учительские семинарии – в школьный отдел института народного образования.
Преподаватели и выпускницы Пермской женской учительской семинарии в г. Перми. Фотография. 1918 г. ГАПК. Ф.ф-85. Оп. 85п. Д.277.
1 октября 1919 г. Пермский институт народного образования начал свою работу. Председателем института (так называлась должность руководителя) по решению преподавательского состава был избран К.А. Золотавин.
Недельный учебный план Пермского института народного образования. 1920 г. ГАПК. Ф.р-179. Оп.1. Д.8. Л.2 об. – 3 об.
Для поступления в институт абитуриенту необходимо было делегирование от Губернского отдела народного образования или от местных отделов, а также от кружков молодежи, профсоюзов и других организаций. Это должно было обеспечивать «пролетарский» состав учащихся. Учащиеся старших курсов реорганизуемых учебных заведений принимались в новый институт без делегирования. Для абитуриентов, которые оказывались слишком слабыми по своим знаниям для обучения в институте, при нем организовывались подготовительные группы.
Объявление председателя Пермского института народного образования об исключении из института ряда учащихся. 1921 г. ГАПК. Ф.р-179. Оп.1. Д.10. Л.1.
Институт имел в своем составе три отделения:
1. Дошкольный – для подготовки работников по дошкольному воспитанию.
2. Школьный – для подготовки школьных работников единой трудовой школы 1-й степени.
3. Внешкольный – для подготовки внешкольных работников.
На 1 января 1921 г. в Пермском институте народного образования обучалось 207 человек.
Студенты Пермского института народного образования. Фотография. 1920 г. ГАПК. Ф.ф-85. Оп.85п. Д.137.
Постановлением плановой комиссии при Главном управлении профессионального образования Народного комиссариата просвещения РСФСР от 2 сентября 1921 г. Пермский институт народного образования был преобразован в Педагогический институт.
Приветствие Пермское научного музея, направленное в адрес Пермского института народного образования в связи с преобразованием его в Педагогический институт. 23 октября 1921 г. ГАПК. Ф.р-179. Оп.1. Д.9. Л.6.
В 1922 г. Педагогический институт был объединен с факультетом общественных наук Пермского университета. Вместе они составили педагогический факультет ПГУ.
Группа общественников педагогического факультета Пермского государственного университета. Фотография. 1925 г. ГАПК. Ф.ф-61. Оп.61п. Д.745.
8 лет спустя, в 1930 г., факультет был выделен в самостоятельный Педагогический институт (ныне – Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет).