Государственный архив Пермского края
110 лет со дня открытия железной дороги Пермь-Кунгур-Екатеринбург и железнодорожной станции Пермь-Заимки

14 Ноября 2019

110 лет со дня открытия железной дороги Пермь-Кунгур-Екатеринбург и железнодорожной станции Пермь-Заимки

110 лет назад, 14 ноября (1 ноября по старому стилю) 1909 г. было открыто движение поездов по железной дороге Пермь-Кунгур-Екатеринбург. Эта железнодорожная магистраль была построена в 1905-1909 гг. для сокращения пути от Перми до Екатеринбурга и для разгрузки Горнозаводского участка Пермской железной дороги, проходившего из Перми до Екатеринбурга через станции Чусовскую и Нижний Тагил. Работа комиссии при Министерстве финансов по рассмотрению проекта новой железнодорожной линии через Урал началась еще в 1902 г. 10 июля 1905 г. правительство Российской Империи, в соответствии с выводами комиссии, утвердило проект строительства новой линии Пермской железной дороги от Перми через Кунгур до Екатеринбурга.



000001.jpg000002.jpg000003.jpg

  Отчет по постройке Пермь-Екатеринбургской железной дороги. Фрагмент. 1911 г. / ГАПК. Ф.556. Оп.4. Д.11. Л.336-337.

Строительство линии началось той же осенью и продолжалось около четырех лет. Трасса прошла в основном по долинам рек Бабки и Сылвы, среди холмов севера Тулвинской возвышенности, где встречаются хребтообразные возвышенности и крупные скалистые склоны гор.


ФФ.Оп.29п.Д.048. Часть ж.д. линии Пермь_Екатеринбург. 1909. Пермь.jpg

Часть железнодорожной линии Пермь-Екатеринбург – «Сылвенская полка». 1909 г. / ГАПК. Ф.ф-29. Оп.29п. Д.48.

Более легкий профиль пути линии Пермь-Кунгур-Екатеринбург повысил скорость движения и провозную способность направления. Железнодорожные станции были оснащены телеграфными аппаратами Морзе, телефонными аппаратами системы Л.М. Эриксона и телефонами-фонопорами Лоренца для связи с поездами, остановившимися в пути.


ФФ.Оп.29п.Д.047. Здание вокзала в г.Кунгур. 1909. Пермь.jpg

Вид здания вокзала в г. Кунгуре. 1909 г. / ГАПК. Ф.ф-29. Оп.29п. Д.47.



По сравнению со старой Горнозаводской железной дорогой новая линия была значительно удобнее в эксплуатации, не имела тяжелых подъемов и кривых малого радиуса, на 117 верст сокращала перевозки.

Ф.556. Оп.4. Д.11. Л.339.jpg

Таблица «Время хода поездов между станциями и открываемыми разъездами». Из отчета по постройке Пермь-Екатеринбургской железной дороги. 1911 г. / ГАПК. Ф.556. Оп.4. Д.11. Л.339.



Одновременно с новой железнодорожной линией была открыта новая железнодорожная станция в Перми. Существовавшую с 1878 г. станцию «Пермь» (ныне – «Пермь I») расширять было невозможно: с одной стороны – река Кама, с другой – железнодорожные мастерские (будущий завод имени Шпагина).


Ф.р-1658.Оп.4.Д.189.Железнодорожный вокзал.jpg

Здание железнодорожного вокзала станции Пермь-I, построенное в 1878 году. До 1917 г. / ГАПК. Ф.р-1658. Оп.4. Д.189.



Новая станция была построена на месте станции Заимки как крупная узловая станция с тремя направлениями движения, развитым путевым, грузовым, хозяйством депо и связью.


ФФ.Оп.29п.Д.043. Строительство депо ст.Пермь 2. 1909. Пермь.jpg

Строительство депо станции Пермь-II. 1908-1909 гг. / ГАПК. Ф.ф-29. Оп.29п. Д.43.


На развитие станции было отпущено 1051942 рубля, в том числе 120000 рублей – на постройку вокзала. Площадь здания вокзала составила 412,99 квадратных саженей.

ФФ.Оп.29п.Д.045.Строительство вокзала станции Пермь II.1907-1909.jpg

Строительство вокзала станции Пермь-II.1907-1909 гг. / ГАПК. Ф.ф-29. Оп.29п. Д.45.


Передача сооружений новой железнодорожной линии в постоянную эксплуатацию состоялась 1 ноября 1909 г., когда дорога была включена в общую сеть российских железных дорог и перешла в ведение Пермской железной дороги. В тот же день состоялось торжественное открытие новой дороги на железнодорожном вокзале Пермь-Заимки, который в апреле 1910 г. был переименован в «Пермь II» и до сих пор является главным вокзалом в городе.


ФФ.Оп.29п.Д.50. Вид здания вокзаласт.Пермь-2 1909-1917.jpg

Вид здания вокзала станции Пермь-II. 1909-1917 гг. / ГАПК. Ф.ф-29. Оп.29п. Д.50.



Открытие новой дороги значительно увеличило железнодорожные перевозки в Пермской губернии, что способствовало развитию экономики как Урала, так и России в целом.

000001.jpg000001об.jpg000002.jpg

Страницы из записки о развитии дороги и увеличении перевозок за 1909-1913 гг., составленной руководством Пермской железной дороги. / ГАПК. Ф.556. Оп.4. Д.23. Л.1-2.