Государственный архив Пермского края
135 лет со дня рождения Василия Каменского

17 Апреля 2019

135 лет со дня рождения Василия Каменского

Большинство пермяков знакомы с ярким граффити, украшающем фасад жилого дома №4 по ул. Каменского в микрорайоне Парковый. Этот портрет Василия Каменского был создан известным пермским стрит-арт художником Александром Жунёвым в 2015 году. В своей работе художник подчеркнул две ипостаси талантливого земляка – любовь к поэзии и любовь к полетам.

Василий Каменский появился на свет 5 (17) апреля 1884 года в селе Усть-Боровское (ныне часть г. Соликамска). Рано осиротев, он воспитывался в семье тёти Александры Трущовой в Перми, так что всё его детство прошло на Каме.

Ф.р-1588.Оп.1.Д.825.Л.01.Дом в г.Перми, где В.В.Каменский жил в детстве.jpg
Дом в г. Перми, где В.В. Каменский жил в детстве. ГАПК. Ф.р-1588. Оп.1. Д.825. Л.1.

Начав работать в 16 лет, В.В. Каменский успел побыть конторщиком в бухгалтерии железной дороги, подрабатывал в газете «Пермский край», публикуя в ней свои стихи и заметки, а затем и вовсе стал актером и ездил с труппой по России. Однако в истории Перми поэт-футурист навсегда останется как первый человек, совершивший полет на аэроплане.

Ф.р-1588.Оп.1.Д.803.Л.01.В.В.Каменский на аэроплане Этриха в Варшаве. 1912 г.jpg
 В.В. Каменский на аэроплане Этриха в Варшаве. 1912 г. ГАПК. Ф.р-1588. Оп.1. Д.803. Л.1.

Это был аэроплан марки «Блерио», прибывший на станцию «Пермь-II» в июле 1911 года. Чтобы перевезти разобранный самолет с вокзала пришлось задействовать шесть ломовых телег и двенадцать лошадей. Ангар для самолета был подготовлен на ипподроме, который в день прибытия аэроплана, по словам В.В. Каменского, был «запружен народом». Всем хотелось взглянуть на диковинную машину, Василию Каменскому пришлось объяснять, что перед полетом аэроплан необходимо собрать, на что уйдет не меньше трех дней [ГАПК. Ф-р.1588. Оп.1. Д.464. Л.7]. Через три дня Каменский совершил пробный полет, окончившийся небольшой неудачей – хвост моноплана задел забор. Ипподром оказался слишком маленькой площадкой для полетов, однако сама демонстрация состоялась. Создатель самолета Каменского – конструктор Луи Блерио, был изумлен и обрадован тем, что первой летающей машиной, которую увидели люди на Урале, был его моноплан [ГАПК.Ф-р.1588.Оп.1.Д.464.Л.2].

Ф.65.Оп.1.Д.216.Л.99.jpg
Письмо В.В. Каменского Пермскому губернатору с просьбой разрешить показательный полет. г. Пермь, 18 июня 1911 г. ГАПК. Ф.65. Оп.1. Д.216. Л.99.

После неудачи на ипподроме Василий Каменский устроил ангар для самолета в Нижней Курье. Во время своих тренировочных полетов он делал виражи над самой Камой, при этом нередко пугая пассажиров пароходов: «И бывало, ради озорства,<...>нарочно делаешь вираж над самым пароходом. Сначала пассажиры махали платками, но когда я пролетал над головами, все в панике, сломя головы, бросались в каюты и палуба на минуту пустела: боялись видно, что упаду на пароход» [ГАПК.Ф-р.1588. Оп.1. Д.464. Л.9].

ФФ.Оп.24п.Д.170.Л.1.В.Каменский на собственном Блерио.jpg
Фотография В.В. Каменского на его моноплане «Блерио» в Перми, июнь 1911 г. ГАПК.Ф.р-1588.Оп.1.Д.776.

Во время одного из таких полетов у поэта-авиатора закончилось горючее. Каменский сумел приземлиться, но аэроплан заметно пострадал, и в Перми не нашлось специалистов, готовых его отремонтировать. Однако Василий Васильевич не унывал, поскольку мотор самолета остался невредим, Каменский решил создать на основе «Блерио» своеобразный «водяной автомобиль». К работе над новой чудо-машиной подключились чертежник А. Потапов, пермский мастер моторных лодок И. Иртегов. Вместе с Каменским в мастерской И. Березина они построили машину, которую назвали «аэроход». Это был аппарат на трех металлических лодках-поплавках лыжеобразной формы. В передней части машины был установлен мотор с пропеллером. Испытания аэрохода состоялись на Каме 9 мая 1913 года при огромном стечении народа. Запустив мотор машины, Каменский спросил хочет ли кто-нибудь из присутствующих стать первым пассажиром, но добровольца среди зрителей нашли не сразу. Лишь спустя почти час редактор «Пермских ведомостей» – А.П. Перфильев согласился ехать. Крестясь, он забрался на борт. Испытание прошло успешно: аэроход вихрем носился по реке от «Козьего загона» (ныне сад им. Ф.М. Решетникова) до железнодорожного моста [ГАПК.Ф-р.1588. Оп.1. Д.464. Л.59].   

Ф.р-1588.Оп.1.Д.804.Л.01.Испытание аэрохода В.В.Каменского на Каме. 1913 г.jpg
Фотография испытания аэрохода В.В. Каменского на Каме, 1913 г. ГАПК. Ф.р-1588. Оп.1. Д.804.

Стоит отметить, что в начале ХХ века летающую машину звали аэропланом. Именно Василий Каменский и его друг Велимир Хлебников стали применять слово «самолёт» в новом контексте, до этого так называлась лишь пароходная компания «Самолет».

Ф.р-1588.Оп.1.Д.777. Фото Каменского 1913 Пермь..jpg
Фото В.В. Каменского, 1913 г. Пермь. ГАПК.Ф.р-1588.Оп.1.Д.777.