Государственный архив Пермского края
АрхиFFest-2016: вечер четвертый. Опера «Отелло» в кросс-культурном изложении

12 Декабря 2016

АрхиFFest-2016: вечер четвертый. Опера «Отелло» в кросс-культурном изложении

8 декабря 2016 г. в рамках II архивного фестиваля «АрхиFFest» состоялся интеллектуально-музыкальный вечер, посвященный презентации уникальной виниловой пластинки с записью оперы Дж. Верди «Отелло». Эта пластинка – одна из жемчужин архивного фонда Государственного архива пермского края. Директор архива Андрей Борисов в этот вечер предстал не только в качестве историка-архивиста, но и в качестве музыковеда. Ведущим мероприятия был Евгений Матвеев – начальник лаборатории информационных технологий и обеспечения сохранности документов.

Андрей Борисов рассказал об истории поступления раритетной пластинки в архивный фонд, поведал об особенностях хранения винила в архиве, дал информацию о том, какое место виниловые пластинки занимают в архивном фонде. Однако главным в интерактивной лекции была содержательная сторона винилового диска.

Представленная пластинка с оперой Дж. Верди «Отелло» была записана по трансляции «живого» спектакля из Японии в 1959 г. и являет собой редкий случай «почти» шедевра. Это качество ей обеспечили исполнители экстра-класса: дирижер Альберто Эреде, тенор Марио Дель Монако, баритон Тито Гобби, сопрано Габриэлла Туччи. Важной особенностью записи является ее кросс-культурность: с одной стороны, западные ведущие солисты и, с другой – японский симфонический оркестр NHK и хор. Это неожиданное сочетание придало исполнению пикантность и сделало его историческим.

Андрей Борисов в своем повествовании особо выделил дирижера Альберто Эреде (1909 – 2001 гг.), который всю свою долгую жизнь оставался преимущественно оперным маэстро и установил новый стандарт исполнения оперы «Отелло». Он был учеником Феликса Вайнгартнера – австрийского дирижера, преемника Густава Малера на посту Венской оперы и Фрица Буша – немецкого дирижера, одного из отцов-основателей Глайдборнского оперного фестиваля в Великобритании. Эреде был первым, кто осуществил студийную стереозапись оперы «Отелло» в начале 1950-х гг.

Андрей Борисов рассказал о ведущих солистах записи, выделив Марио Дель Монако. Партия Отелло была визитной карточкой этого уникального драматического тенора (di forza). Эту партию он исполнял на сцене 427 раз и 11 раз записал как в студийном формате, так и в формате «живого» спектакля. Напомним, что партия Отелло является одной из самых трудных и даже коварных – множество певцов расстались с голосом, пытаясь исполнить это произведение Дж. Верди.

Отдельный сюжет был посвящен Евгению Геркену, который осуществил в конце 1920-х гг. блестящий перевод на русский язык либретто Арриго Бойто. Геркен – поэт Серебряного века, известный пародист, правнук поэта Баратынского по материнской линии. Его судьба сложилась весьма трагично: он был репрессирован в 1932 г. и вышел на свободу только в 1954 г. Именно в 1954 г. Эреде и осуществил стереозапись оперы «Отелло», нащупав «золотое сечение» того времени по исполнителям – тенор Марио Дель Монако, баритон Альдо Протти, сопрано Рената Тебальди. Пластинка, представленная на вечере, явила музыкально-художественный результат, который опирался на ранее проделанную Эреде работу.      

Директор архива определил место виниловой пластинки в дискографии оперы «Отелло» и представил контекст развития итальянской оперы в 1950-е – 1960-е гг. Были также названы актуальные записи оперы «Отелло» на сегодняшний день. По сути, Андрей Борисов дал мастер-класс того, как необходимо анализировать архивный аудиодокумент. Публика познакомилась с фондом архива в аспекте аудиодокументов.