Государственный архив Пермского края
1 мая: от «Дня белой ромашки» до «солидарности трудящихся»

28 Апреля 2018

1 мая: от «Дня белой ромашки» до «солидарности трудящихся»

Ежегодно Государственный архив Пермского края публикует фотоподборки к 1 мая, посвященные эволюции празднования этого дня в СССР. Мы привыкли, что «Первомай» ассоциируется с Днем труда, но в этот раз предлагаем взглянуть на него с другой стороны.

Первый день последнего весеннего месяца приобрел в России символическое значение еще до революции 1917 года. Только вспоминали тогда не о правах рабочих, а о туберкулезных больных: в разных городах России в этот день продавали ромашки, а вырученные от продажи цветов деньги шли на борьбу с заболеванием.

Впервые «День белого цветка», или «День белой ромашки» был массово отмечен в Швеции в 1908 году, откуда он распространился сначала по всем скандинавским странам, а затем пришел и в Россию. Отмечали его и в Перми, о чем свидетельствует в своих воспоминаниях выпускник Пермской духовной семинарии Василий Игнатьев. По словам Игнатьева, организацией продажи ромашек в помощь туберкулезным больным власти старались «заглушить» политическую окраску нелегальных «маёвок».

«Поездки за Каму в своём, так сказать, классическом виде с самоваром, чайными приборами, - вероятно, существовали только до революции 1905 г., а потом в период реакции заменены были продажей ромашек на лечение туберкулёзных. – Читаем в воспоминаниях Василия Игнатьева. – Организация продажи ромашки в день 1-го Мая была рассчитана на то, чтобы отвлечь внимание от революционных выступлений и противопоставить им филантропические цели – помощь больным туберкулёзом. Сколько помнится, на продажу ромашек семинаристов организовывали А.П. Миролюбов и Н.И. Знамировский. Семинаристы, не все, конечно, но в значительном количестве были участниками этого мероприятия, но они в нём видели только филантропическую сторону, а о политическом значении узнали уже позднее».

Что касается «классического» Первомая, в России его впервые открыто отпраздновали в 1917 году: миллионы рабочих вышли на улицы с плакатами антикапиталистической направленности. После революции праздник стал официальным, причем в честь 1 мая проводились как привычные демонстрации трудящихся, так и военные парады. На второй день праздника, как правило, в стране проходили «маёвки» – массовые празднования на природе. Участники демонстраций организованными колоннами шествовали по центральным улицам городов под марши и музыку, из громкоговорителей звучали приветствия дикторов и политические лозунги, а с трибун людей приветствовали руководители партии.

В 1997 году праздник, давно утративший политический налёт, был переименован в «День весны и труда». Новое название прижилось, ведь, помимо всего прочего, именно в это время большинство россиян открывают дачный сезон. 

Представленные в фотоленте документы:

1) ФФ.Оп.61п.Д.2172.Митинг в Мотовилихе 1 мая 1929 г. г. Пермь.

2) ФФ.Оп.61н_а.Д.3599.Л.4.Пригласительный билет на 1 Мая ср. школы им. А.М.Горького при пединституте.1954-1955 гг.

3) ФФ.84н.Оп.84н.Д.127.Л.6.Участники демонстрации 1 мая 1955 г. на пл.Окулова.

4) ФФ.80н.Оп.80н.Д.33.Л.2.Сотрудницы Пермского СНХ РСФСР на демонстрации 1 мая.1958 г. г. Пермь.

5) ФФ.Оп.61н_а.Д.1427.Л.13.Рабочие цеха № 2 им. Ф.Э. Дзержинского принимают соцобязательства в честь 1 Мая. 1968 г.

6) ФФ.Оп.5д.Д.1778.Л.2.Общий вид  Октябрьской площади во время демонстрации 1 Мая.  г. Пермь 1980 г.