Государственный архив Пермского края
26 июня 1917 года

26 Июня 1917

26 июня 1917 года

Павел Александрович Соловьёв родился 26 июня 1917 года в деревне Алекино Кинешемского района Ивановской области в семье крестьянина. В 1934 г. после окончания 9 классов поступил учиться в Рыбинский авиационный институт имени С. Орджоникидзе, который окончил с отличием по специальности «Авиационные двигатели».
В апреле 1940 г. по путёвке Комиссариата авиационной промышленности СССР прибыл в опытно-конструкторское бюро (ОКЦ) завода № 19 имени Сталина, г. Молотов (ныне АО «ОДК-­Авиадвигатель», г. Пермь), где начал трудовую деятельность в должности конструктора. В 1942 г. назначен начальником конструкторской группы, в 1944 г. – ведущим конструктором, а спустя четыре года – заместителем главного конструктора завода № 19 имени Сталина А. Д. Швецова.
В 1953 г. после смерти Швецова в соответствии с приказом министра авиационной промышленности СССР Соловьёв возглавил ОКЦ: был назначен главным конструктором, и руководил пермским конструкторским бюро на протяжении 35 лет (до 1988 г.)
В 1958 г. по инициативе П. А. Соловьёва был создан первый отечественный двухконтурный газотурбинный двигатель Д-­20П. По техническим и эксплуатационным характеристикам он значительно опередил аналогичные разработки на Западе и показал перспективность применения двухконтурной схемы в авиационном газотурбостроении. Д­-20П серийно производился на Пермском моторостроительном заводе имени Я. М. Свердлова (ныне АО «ОДК­-ПМ») в 1960­-1977 гг. и эксплуатировался на самолёте Ty-­124.
В 1959 г. под руководством П. А. Соловьёва был создан первый в мире газотурбинный вертолётный двигатель Д­-25В для тяжёлых вертолётов Ми-­6 и Ми­-10.
Разработанный для силовой установки Ми-­6 и Ми­-10 редуктор Р­-7 в течение четверти века оставался непревзойдённым в мировом двигателестроении и послужил основой для самостоятельного развития производства редукторов и трансмиссий в Перми (ныне АО «Редуктор­ПМ»).
В 1964 г. в Перми разработан и через два года запущен в серийное производство наиболее экономичный и совершенный для своего времени двигатель Д­-30 для ближнемагистрального пассажирского самолёта Ту­-134.
В 1967 г. под руководством П. А. Соловьёва в Перми завершён выпуск чертежей нового двигателя Д­-30КП для военно­транспортного самолёта Ил­-76. Уже в 1971 г. Ил­-76, оснащённый четырьмя двигателями Д­-30КП, продемонстрирован руководству страны, а затем был представлен мировой общественности на Международном авиационно­космическом салоне в Ле Бурже. Тогда же был продемонстрирован многоцелевой транспортный вертолёт В-­12 разработки ОКБ М. Л. Миля с соловьёвскими двигателями Д-­25ВФ и редукторами Р-­12.
В 1971 г. для улучшения эксплуатационных характеристик дальнемагистрального Ил-­62, оснащённого двигателями НК-­8, пермским КБ под руководством Павла Александровича Соловьёва создан двигатель Д­-30КУ. Благодаря повышению топливной эффективности, ремоторизированный Ил-­62М стал обеспечивать длительные беспосадочные перелёты по территории России, а также в западное полушарие (США и Южную Америку) через Атлантический океан.
Количество разработанных в 1970­-80­-е гг. пермскими конструкторами модификаций авиационных двигателей превысили возможности их постоянного серийного изготовителя – Пермского моторостроительного завода имени Я. М. Свердлова. Кроме того, перед пермяками была поставлена задача в кратчайшие сроки развернуть серийное производство двигателей для уникального отечественного многоцелевого истребителя Д­-30Ф6. Поэтому производство Д­-30КУ и Д­-30КП было передано «Рыбинскому моторному заводу» (ныне ПАО «НПО «Сатурн»).
В 1984 г. на Рыбинском моторном заводе начато производство ещё одного соловьёвского двигателя Д­-30КУ­-154 для пассажирского самолёта Ту­-154М, который долгие годы являлся самым популярным отечественным лайнером среднемагистральной авиации.
С начала 1970­-х гг. выпущено более восьми с половиной тысяч Д­-30КУ, Д­-30КП, Д­-30КУ-­154. Сегодня их суммарная эксплуатационная наработка превысила 56 миллионов часов.
В 1973 г. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР П. А. Соловьёву присвоено Почётное звание заслуженного деятеля науки и техники РСФСР.
В 1979 г. под руководством П. А. Соловьёва разработан и внедрён в серийное производство принципиально новый в отечественной сверхзвуковой истребительной авиации двухконтурный двигатель Д­-30Ф6 с форсажной камерой и регулируемым соплом для тяжёлого истребителя­-перехватчика МиГ-­31.
В значительной степени уникальные лётно­технические характеристики МиГ­-31 обусловлены возможностями двигателя Д­-30Ф6. Его модификации – двигатели ПС-­30В12 и «Изделие 70» – установлены на уникальном самолёте-­высотнике М­55 «Геофизика» и экспериментальном истребителе-­перехватчике Су-­47 «Беркут» с обратной стреловидностью крыла.
27 апреля 1981 г. Постановлением Совета Министров СССР П. А. Соловьёв назначен генеральным конструктором Моторостроительного конструкторского бюро. В этой должности он приступает к созданию двигателя Д-­90А. Впоследствии ему был присвоен индекс «ПС» (аббревиатура – Павел Соловьёв). В настоящее время двигатели семейства ПС-­90А установлены на все современные отечественные пассажирские и грузовые самолеты: Ту­-204/214, Ил-­96­300/400, Ил­-76ТД/МД­90/А и др. Авиалайнеры с двигателями пермского КБ надёжны, безопасны, соответствуют всем современным и перспективным экологическим нормам и могут без ограничений летать во все страны мира. ПС­90А поднимают в небо самолёты Президента и Председателя правительства РФ.
Являясь создателем нового направления в двигателестроении, крупным учёным и талантливым конструктором, П. А. Соловьёв на протяжении всей жизни показывал пример умелого сочетания науки и производства двигателей для летательных аппаратов. Он автор большого количества научных работ в области проектирования и создания авиадвигателей, разработки высокотемпературных газовых турбин. Его научные разработки, воплощённые в серийных конструкциях новых двигателей, на десятилетия вперёд определили уровень отечественного двигателестроения. Признанием научных заслуг Павла Александровича Соловьёва явилось присвоение ему в 1961 г. учёного звания профессора кафедры «Авиационные двигатели» Пермского политехнического института, в 1967 г. – учёной степени доктора технических наук, в 1973 г. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР талантливому учёному присвоено почётное звание «Заслуженный деятель науки и техники РСФСР», а в 1981 г. П.А. Соловьёв был избран членом­-корреспондентом Академии наук СССР.
Депутат Верховного Совета РСФСР 8-11 созывов (1970–1989). В 1988 г., после выхода на пенсию, по совместному решению коллегии Министерства авиационной промышленности СССР и Президиума Академии наук СССР Павел Александрович Соловьёв был назначен советником при руководстве МКБ МАП СССР.
Скончался П.А. Соловьёв 13 октября 1996 г. Похоронен в Перми.
Статья на сайте: http://www.avid.ru/soloviev/