Государственный архив Пермского края
Статьи и публикации

Церковь и государство. Имущественный вопрос

Взаимоотношения церкви и государства по вопросам имущества и землевладения всегда складывались непросто, с перевесом то в одну, то в другую сторону, то мило и полюбовно, а то и наоборот, как говорится, от любви до ненависти один шаг.

Опираясь на материалы Государственного архива Пермской области, мы можем представить, как развивались отношения церкви и государства после революции 1917 года на примере событий, развернувшихся в Перми в 1930-х годах.

В 1918 году вышел декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». В пункте четвертом Постановления Народного Комиссариата юстиции о порядке проведения в жизнь декрета говорится, что «…имущества, которые ко времени издания декрета находились в ведении ведомства православного вероисповедания и других вероисповедных учреждений и обществ согласно декрету переходят в непосредственное заведывание местных Советов Рабочих и Крестьянских Депутатов». Опуская юридическую форму, скажем, что имущество каждой церкви описывалось представителями церкви и по этой описи передавалось местным органам исполнительной власти, которые в свою очередь передавали его в бесплатное пользование религиозным общинам, состав которых должен был быть не менее 20-ти человек.

Краткое резюме документа таково, что с 1918 года церковь лишалась не только всякого имущества, но и прав на него. Касалось это буквально каждой мелочи вплоть до церковного инвентаря, так как имуществом с этого времени стали распоряжаться местные органы исполнительной власти.

В Государственном архиве Пермской области находятся на хранении документы, свидетельствующие о том, как происходил процесс ликвидации церквей и как церковное имущество, как правило, это само здание церкви, переходило к другому собственнику. Здесь надо заметить, что массовое закрытие церквей в г. Перми приходится в основном на 30-е годы.

Вот, например, 4 ноября 1939 года по просьбе самих верующих, как говорится в документе из фонда Пермского областного Совета народных депутатов, закрыта часовня в районе Вышки II, на углу улиц Омской №1 и Красноуральской № 3. В 1937 году был арестован священник, и с этого времени часовня пустовала. В 1940г. в этом здании открыли магазин, который перестал работать в 1942 году.

Затем здание часовни было передано конторе обллесозага (так в документе) под общежитие для рабочих. Начиная с 1945 года, группа верующих неоднократно обращалась с просьбой открыть часовню вновь, но исполнительный комитет тогда Молотовского областного Совета депутатов трудящихся неизменно отвечал отказом, мотивируя его тем, что в г. Молотове для нужд верующих имеются две функционирующие церкви. В 1947 году было принято решение передать пустующее здание часовни под детские ясли. Кстати, здание этой часовни сохранилось до нашего времени, сейчас рядом с ним строится новый храм.

Постановлением Оргкомитета Президиума Верховного Совета РСФСР по Пермской области от 29.12.1939 закрыта Горюшинская церковь в Кагановическом районе (в настоящее время Дзержинский район) по адресу: Казанский тракт, 99. Здание передано под детский сад. Причина закрытия, указанная в документе, - отказ религиозной общины от использования церкви.

В поселке имени Чапаева Левшинским поселковым советом группе верующих было предложено отремонтировать здание часовни в установленные сроки с 19.05.1939г. по 15.09.1939г. Община от ремонта отказалась, ссылаясь на недостаток денежных средств, строительных материалов и рабочих рук. Ввиду того, что здание без ремонта не могло быть использовано, Оргкомитет Президиума Верховного Совета РСФСР по Пермской области принял решение удовлетворить ходатайство президиума городского Совета о закрытии часовни в поселке им. Чапаева по Трактовой улице. Здание решено было передать под клуб.

Весьма интересна история закрытия Никольской церкви по улице Плеханова. О закрытии этой церкви ходатайствовал не один рабочий коллектив. Вот протокол общего собрания рабочих цеха № 2 1-ой смены завода № 10 им. Дзержинского от 29. 07. 1937г. Пунктом первым значится сообщение некоего товарища Тихонова (приводим дословно) «о контрреволюционной вылазке местных церковников, которых раскрыли Пермские работники НКВД». Выступление весьма эмоционально, пестрит шаблонами и клише, присущими тому времени: «Эта контрреволюционная группа имела в своих рядах большое количество враждебных социалистическому государству групп. Эти враждебные элементы имели контрреволюционный штаб – это Никольская церковь г. Перми. Главой этого штаба являлся церковный совет, который объединял все районы города Перми, а также всю Свердловскую область. Никольская церковь помимо штаба являлась учебным заведением, которое выпускало большое количество попов.

Когда церковный совет в контрреволюционном штабе проводил нелегальное собрание, где обсуждался контрреволюционный план и программа действий против социалистической родины, в этот самый момент наши работники НКВД произвели арест всей пятерки и ряда других враждебных Советскому Союзу лиц. Группа контрреволюционного штаба, несмотря на арест пятерки, быстро назначила новый церковный совет. Это для того, чтобы не ослабить программу действий против социалистического государства. При наличии всех этих фактов мы, рабочие, должны потребовать от вышестоящих организаций немедленного закрытия Никольской церкви, с тем расчетом, чтобы выкорчевать и не дать развивать свою деятельность наемникам фашистских государств».

А вот выдержки из протокола митинга, проведенного начальником медико-санитарного правления поликлиники РОКК по поводу закрытия Никольской церкви: «…Эти мракобесы сумели завербовать к себе в кружки несколько человек с заводов и с других советских предприятий. Вербуется и создается монашество, кроме того, усиленно изучается Сталинская Конституция с антисоветскими целями.

Всеми путями создают себе популярность, дабы на предстоящих выборах собрать голоса и таким образом пролезть в органы Советской власти. Завод № 10 постановил на днях закрыть это гнездо, и я предлагаю присоединиться к этому требованию и тоже настоятельно просить закрыть церковь, а здание использовать по усмотрению Правительства».

Оргкомитет Президиума Верховного Совета РСФСР по Пермской области удовлетворил ходатайство граждан Дзержинского района и Президиума Пермского городского Совета.

Здание было решено передать под детский сад.

Подведем итог. Технология вопроса была довольно-таки проста. Местные органы самоуправления выступали с ходатайством в вышестоящие органы власти (к примеру, такая цепочка: поселковый или районный совет обращался с ходатайством в городской, а тот в свою очередь в областные органы власти) с предложением о закрытии церкви. Причины указывались, хотя и разные, тем не менее, набор их не так уж и велик. Это – очень часто, ветхость церкви, и отсутствие у религиозной общины возможности произвести ремонт своими силами и как следствие - отказ от пользования зданием. Нередкими были и идеологические причины, как это красочно иллюстрирует случай с Никольской церковью. Собирались документы, подписи лиц, заинтересованных в передаче здания церкви под определенные нужды. Надо отметить, что в 30-е годы здания церквей передавались, как показывают документы, под жилье, культурные учреждения, или детские сады, собственно под то, в чем тогда весьма остро нуждался город и его жители.