Государственный архив Пермского края
Статьи и публикации

«Учреждения для управления губерний Всероссийской Империи» 1775 г.

Несмотря на громадное своеобразие и непохожесть входящих в ее состав территорий, Российская империя на протяжении всей своей истории была унитарным государством. Только отдельные ее части, такие как Царство Польское или Финляндия имели свои конституции, устанавливающие их особые права и привилегии, большинство российских провинций являлись губерниями, управлявшимися назначаемым царем губернатором.

Губернатор, со времен Петра I был «начальник вверенной ему губернии, первый в ней блюститель неприкосновенности прав верховных, польз государства и повсеместного и точного исполнения законов». С 1711 г., с учреждением сената, губернская власть была поставлена «под верховный надзор Сената». Ни о какой самостоятельности местных органов власти отдельно взятой губернии ни могло быть и речи.

Порядок же в местном управлении был наведен Екатериной II. Краеугольным камнем местного управления в империи стали введенные указом от 7 ноября 1775 г. «Учреждения для управления губерний Всероссийской Империи». Государство было поделено на 19 наместничеств, в которые вошли 40 губерний (по 300-400 тыс. душ), с генерал-губернаторами во главе. Благодаря губернской реформе на карте Российской империи появилось Пермское наместничество, которое возглавил генерал-губернатор Евгений Петрович Кашкин.

Генерал-губернатору принадлежали функции надзора за местным управлением, он являлся председателем наместнического правления – главного органа местного. В его подчинении находился губернатор, который возглавлял губернское правление. Первым пермским губернатором был Иван Варфоломеевич Ламб.

Генерал-губернатор утверждал судей словесного суда по предложению каждого судебного места. Заседатели верхнего земского суда и совестного суда утверждались также генерал-губернатором.

Несмотря на обширность территорий губернии, губернатор не был самостоятельным в своих действиях, не мог назначать по своему усмотрению людей на те или иные должности в губернских учреждениях. Всех губернских чиновников и ответственных лиц назначала высшая власть в лице монарха и генерал-губернатор.

Губернатор же назначал чиновников в уезды, которые появились в ходе губернской реформы Екатерины II (по 20-30 тыс. душ). Кроме того, губернатор контролировал выборные органы из купцов и мещан, которые в системе местного управления заметной роли не играли и были полностью подконтрольны властям.

Кроме попытки децентрализовать управление территориями, были четко разделены функции всех учреждений и должностных лиц были разделены на три основные группы: административно-полицейская, финансово-хозяйственная и судебная.

На уровне губернии административно-полицейская власть принадлежала губернскому правлению, состоявшему из губернатора и двух советников, в уезде – нижнему земскому суду под председательством исправника, в городах – городничему.

К финансово-хозяйственным учреждениям относились казенная палата, председатель которой носил титул вице-губернатора или поручика правителя, и приказ общественного призрения, занимающийся вопросами здравоохранения, образования, общественного призрения и кредита.

Палаты гражданского и уголовного суда и словесный суд носили исключительно судебные функции.

Органы суда имели трехстепенную организацию. Две нижние ступени строились по сословно-выборному принципу отдельно для дворян, горожан и крестьян. Суды третьей инстанции (палаты уголовных и гражданских дел) были коронными и всесословными. При судах создавались дворянские опеки, при городовых магистратах - городовые сиротские суды.

Губернская реформа Екатерины II заложила основу системы местного управления, которая с некоторыми изменениями просуществовала вплоть до административных преобразований Советской власти.

Н.А. Пустовалова