Государственный архив Пермского края
Микрорайон Новоплоский.

Микрорайон Новоплоский.

Дата : 25 Ноября 2016

Микрорайон Новоплоский. Микрорайон Новоплоский.

Микрорайон Новоплоский.

Посёлок Новоплоский возник в 1940 году. Первые улицы в микрорайоне возникли в 1930-е – 1940-е гг. Улицы Малая и Самолётная получили свои названия в 1938 г. Главная улица микрорайона – улица Карпинского.

Границы микрорайона – ул. Самолётная; вдоль полотна железной дороги; ул. Молодёжная; ул. Карпинского до пересечения с ул. Самолётной.
Посёлок Новоплоский возник в 1940 г. Строить его начали по проекту архитектора В.Г. Чернова. Корректировку плана сделал в 1940-е – 1950-е гг. Д.Я. Рудник. Затем, в середине 1960-х гг., застройку девятиэтажными домами проектировали в мастерской № 3 института «Пермгражданпроект», которую возглавляла В.С. Пленина (архитекторы: О.Н. Шорина, Г.С. Долганова, М.Б. Трошева, К.Э. Куноф и др.). В 1980-е гг. архитекторы этого института продолжили работу по проектированию микрорайона. Автором нового проекта стал Э.А. Гаврилов.
Первые улицы в микрорайоне возникли в 1930-е – 1940-е гг. Улицы Малая и Самолётная получили свои названия в 1938 г. Главная улица микрорайона – ул. Карпинского, также была названа в 1938 г., в честь А. П. Карпинского – крупнейшего учёного-геолога, первого президента Академии наук СССР. Ещё ряд улиц в микрорайоне назван в честь исторических личностей – ул. Бабушкина (в честь революционера И.В. Бабушкина), ул. Левченко (в честь Героя Советского Союза Д.Т. Левченко), ул. Льва Толстого (в честь великого русского писателя), ул. Сивкова (в честь участника Гражданской войны, почётного гражданина Перми В.Ф. Сивкова, до 1979 г. данная улица называлась проспектом Пионеров) и др. В связи со сдачей в эксплуатацию в 1950-х гг. железнодорожного полотна, на ул. Карпинского движение автотранспорта стало интенсивнее, по сравнению с довоенным временем. Мост, связавший ул. Карпинского с центром города, позволил открыть маршруты автобусов до аэропорта Бахаревка и до пос. Балатово (через Ераничи) (В 1960 г. это были автобусные маршруты № 3 и 4, последний переименован в № 12). С 1957 г. действует трамвайная линия, связавшая Пермский нефтеперерабатывающий завод (Осенцы) с центром города. В середине 1960-х гг. построено Стахановское трамвайное кольцо. В конце XX в. ул. Карпинского расширили, сделав её четырехполосной. Некоторые остановки на ул. Карпинского поменяли названия: «ул. Стахановская» (ранее «Магазин № 11»), «ул. Левченко» (ранее «Новые дома»); сохранили свои названия с 1950-х гг. остановки: «Ераничи» и «Школа».
Первым промышленным объектом в микрорайоне стал Пермский лакокрасочный завод (ул. Левченко, 1; ведёт свою историю с апреля 1939 г., когда была образована кооперативно-промышленная артель «Химик»; с 1956 г. преобразована в завод «Химик», с 1959 г. Пермский лакокрасочный завод). Ещё одно предприятие – воскоперерабатывающий завод (ул. Формовщиков, 1) – существовало в микрорайоне с конца 1950-х гг., ныне закрыто. С 1963 г. по ул. Карпинского, 24 находится Пермский филиал Всероссийского института буровой техники (ВНИИБТ), среди его известных разработок – создание винтового забойного двигателя. По ул. Карпинского, 25 располагался довольно популярный в народе магазин бытовой техники и электроприборов «Радуга». По ул. Сивкова, 14, в помещении бывшего детского сада, размещался Центр социального обслуживания населения (введён в действие в 1988 г.), с начала 2000-х гг. в этом здании размещается Центр комплексной реабилитации детей-инвалидов и отдел территориального управления Минсоцразвития по Индустриальному района Перми.
Современный микрорайон сложился к середине 1970-х гг., состоял как из зданий 1950-х гг. постройки, так и 1970-х. В 1990-х гг. наступил второй этап строительства. Так, после расселения ветхих домов по ул. Карпинского, 15 и 17, на данной площадке возвели три блок-секции (16-этажную и две 9-этажные) панельного дома. Несколько ранее было построено 10-этажное здание с башенками (ул. Стахановская, 10а) по проекту архитектора Э.А. Гарипова, в котором расположился один из престижных отелей Перми «Микос» (с рестораном и сауной, открыт в 1998 г.). Через территорию микрорайона проходит мостовой переход «Стахановская – Чкалова», связавший напрямую Индустриальный район со Свердловским (путепровод строили почти три года, сдан в эксплуатацию в 2007 г.).
Дети учатся в школах №№ 122 и 140, в 1994 г. в микрорайоне была открыта физико-математическая школа № 146, которая в 2009 г. переехала по адресу ул. Боровая, 24а. С 1976 г. в 9-этажном доме действует детско-юношеский клуб «Данко», который завоевал огромную популярность у местной ребятни и их родителей.

Семянников В.В.