Государственный архив Пермского края
105 лет со дня рождения Давида Яковлевича Рудника.

105 лет со дня рождения Давида Яковлевича Рудника.

Дата : 11 Августа 2016

105 лет со дня рождения Давида Яковлевича Рудника. 105 лет со дня рождения Давида Яковлевича Рудника.

105 лет со дня рождения Давида Яковлевича Рудника.

29 июля (11 августа) 1911 года родился Давид Яковлевич Рудник, пермский архитектор, во многом определивший «лицо» советской Перми. Многие из спроектированных при его участии зданий уже признаны памятниками архитектуры.

Давид Рудник во многом определил «лицо» советской Перми. Многие из спроектированных при его участии зданий уже признаны памятниками архитектуры, среди них — главный офис «Пермэнерго», Дом учёных, кинотеатр «Кристалл» (до реконструкции, которую осуществил Александр Флегинский). В активе Рудника — комплекс Пермского политехнического института, планировка Комсомольского проспекта и Центрального рынка, реконструкция летней части Кафедрального собора и множество других осуществлённых проектов.
Давид Рудник родился в Перми в 1911 г. в довольно зажиточной семье. С чьей-то лёгкой руки пошло, что он — из семьи «сапожника». Может, его отец и умел делать обувь, но главный доход семье приносила обувная лавка на улице Большой Ямской (позже — Зиновьева, теперь — Пушкина).
В 1925 г. у  Рудников  всё отобрали, и какое-то время семья жила за счёт того, что у Давида хорошо получалось рисовать вывески и (на иврите) надписи на могильных памятниках. Уже после седьмого класса он начал работать — ходил с теодолитом и реечкой. Учился в Пермском художественно-промышленном училище. Какое-то время, в начале 1930-х годов,  работал на строительстве Камской ГЭС. (Его дочь Серафима Корженевич вспоминает рассказ отца о том, как директора этой стройки приво­зили на работу под конвоем — тот был заключённым.) Заочно поступил в Казанский архитектурный институт.
К  1937 г. Давид Рудник  уже был автором некоторых проектов — в частности,  по его чертежам  построили клуб на Гайве. Это  позволило ему  вступить  в Союз архитекторов СССР. Долгое время Рудник был единственным его членом в Перми  и даже участвовал в самом первом его съезде, том самом, который упомянут в романе «Мастер и Маргарита». Там же, в  Москве, он слушал лекции ведущих мировых архитекторов, таких как  Фрэнк Ллойд Райт и Корбюзье.
Высшее образование Давид Рудник так и не получил:  выпускные экзамены сдал, а защитить диплом не успел: в  июне 1941 г. Рудник ушёл защищать родину.
Давида Рудника сначала отправили на курсы лыжников-десантников, которые находились в Перми. Он пять раз просил, чтобы его отправили на фронт. Наконец, его отправили, но не на передовую, а в Ярославское артиллерийское  училище, где готовили инженеров сухопутных войск. Во время учёбы там  Рудник написал учебник, по которому готовили офицеров инженерных войск и после войны. Правда, его фамилии  на обложке не было. Затем был Северный фронт.
В мае 1945 г. военную часть, в которой служил  Рудник, перебрасывали на Дальний Восток. Командир разрешил ему уехать вперёд и побывать в родном городе. Вот так и получилось, что 9 мая 1945 г. он был в Перми, где и встретил победу.
На Дальнем Востоке Руднику пришлось командовать и видавшими виды фронтовиками, и теми, кого только-только призвали на службу из Средней Азии. Эти новобранцы не только по-русски говорить не умели, их нужно было учить есть ложкой. Но — ничего, справился. На спичках объяснял, как будут строить мост. И солдаты его понимали.
В одном из магазинчиков Монголии Рудник купил кисти и краски — то, чего в СССР было не достать. А также тушь. Увидел, что на прилавке лежат две папки в красном сафьяновом переплёте. Оказалось, факсимильные рисунки Фрэнка Ллойда Райта, того самого знаменитого архитектора, лекции которого он слушал в Москве  — проекты знаменитых «домов прерий». Конечно, он их купил.
Впоследствии эти папки были для Рудника чем-то вроде маршальского жезла. Никто, впрочем, не сомневался в его компетентности и  профессионализме, но они добавляли что-то ещё к его образу, какую-то отметину избранности.
Демобилизовали его только через год после победы.
Рудник стал работать по специальности: возглавил в Перми архитектурную мастерскую. Работы тогда было не очень много, все архитекторы умещались в одной комнате.
На столе у начальника  Рудника стоял символ власти  —  телефон. Рассказывают, его сложно было представить без телефона, он всё время по нему с кем-то говорил. Причём всегда кричал. Наверное, это была военная привычка.
Начальником он был очень хорошим.

По материалам сайта: www.newsko.ru