Давид Рудник во многом определил «лицо» советской Перми. Многие из спроектированных при его участии зданий уже признаны памятниками архитектуры, среди них — главный офис «Пермэнерго», Дом учёных, кинотеатр «Кристалл» (до реконструкции, которую осуществил Александр Флегинский). В активе Рудника — комплекс Пермского политехнического института, планировка Комсомольского проспекта и Центрального рынка, реконструкция летней части Кафедрального собора и множество других осуществлённых проектов.
Давид Рудник родился в Перми в 1911 г. в довольно зажиточной семье. С чьей-то лёгкой руки пошло, что он — из семьи «сапожника». Может, его отец и умел делать обувь, но главный доход семье приносила обувная лавка на улице Большой Ямской (позже — Зиновьева, теперь — Пушкина).
В 1925 г. у Рудников всё отобрали, и какое-то время семья жила за счёт того, что у Давида хорошо получалось рисовать вывески и (на иврите) надписи на могильных памятниках. Уже после седьмого класса он начал работать — ходил с теодолитом и реечкой. Учился в Пермском художественно-промышленном училище. Какое-то время, в начале 1930-х годов, работал на строительстве Камской ГЭС. (Его дочь Серафима Корженевич вспоминает рассказ отца о том, как директора этой стройки привозили на работу под конвоем — тот был заключённым.) Заочно поступил в Казанский архитектурный институт.
К 1937 г. Давид Рудник уже был автором некоторых проектов — в частности, по его чертежам построили клуб на Гайве. Это позволило ему вступить в Союз архитекторов СССР. Долгое время Рудник был единственным его членом в Перми и даже участвовал в самом первом его съезде, том самом, который упомянут в романе «Мастер и Маргарита». Там же, в Москве, он слушал лекции ведущих мировых архитекторов, таких как Фрэнк Ллойд Райт и Корбюзье.
Высшее образование Давид Рудник так и не получил: выпускные экзамены сдал, а защитить диплом не успел: в июне 1941 г. Рудник ушёл защищать родину.
Давида Рудника сначала отправили на курсы лыжников-десантников, которые находились в Перми. Он пять раз просил, чтобы его отправили на фронт. Наконец, его отправили, но не на передовую, а в Ярославское артиллерийское училище, где готовили инженеров сухопутных войск. Во время учёбы там Рудник написал учебник, по которому готовили офицеров инженерных войск и после войны. Правда, его фамилии на обложке не было. Затем был Северный фронт.
В мае 1945 г. военную часть, в которой служил Рудник, перебрасывали на Дальний Восток. Командир разрешил ему уехать вперёд и побывать в родном городе. Вот так и получилось, что 9 мая 1945 г. он был в Перми, где и встретил победу.
На Дальнем Востоке Руднику пришлось командовать и видавшими виды фронтовиками, и теми, кого только-только призвали на службу из Средней Азии. Эти новобранцы не только по-русски говорить не умели, их нужно было учить есть ложкой. Но — ничего, справился. На спичках объяснял, как будут строить мост. И солдаты его понимали.
В одном из магазинчиков Монголии Рудник купил кисти и краски — то, чего в СССР было не достать. А также тушь. Увидел, что на прилавке лежат две папки в красном сафьяновом переплёте. Оказалось, факсимильные рисунки Фрэнка Ллойда Райта, того самого знаменитого архитектора, лекции которого он слушал в Москве — проекты знаменитых «домов прерий». Конечно, он их купил.
Впоследствии эти папки были для Рудника чем-то вроде маршальского жезла. Никто, впрочем, не сомневался в его компетентности и профессионализме, но они добавляли что-то ещё к его образу, какую-то отметину избранности.
Демобилизовали его только через год после победы.
Рудник стал работать по специальности: возглавил в Перми архитектурную мастерскую. Работы тогда было не очень много, все архитекторы умещались в одной комнате.
На столе у начальника Рудника стоял символ власти — телефон. Рассказывают, его сложно было представить без телефона, он всё время по нему с кем-то говорил. Причём всегда кричал. Наверное, это была военная привычка.
Начальником он был очень хорошим.
По материалам сайта: www.newsko.ru