Государственный архив Пермского края
Пермское епархиальное церковно-археологическое общество

Пермское епархиальное церковно-археологическое общество

Дата : 17 Октября 2017

Пермское епархиальное церковно-археологическое общество Пермское епархиальное церковно-археологическое общество

Пермское епархиальное церковно-археологическое общество

Было открыто 4(17) октября 1912 г. и действовало до 1918 г., занималось собиранием, изучением и сохранением памятников церковной старины, публикацией материалов по истории Пермской епархии.

Пермское епархиальное церковно-археологическое общество (ПЦАО) - открыто 17 октября 1912 г. Одно из 52 подобных церковно-археологических учреждений, действовавших в России к 1917 г.
Вопрос о создании ПЦАО в местной печати был поставлен еще на рубеже ХIХ-ХХ вв., когда развернулась дискуссия о том, создавать ли в г. Перми самостоятельное общество или открыть церковно-археологический отдел при Пермской губернской ученой архивной комиссии. Первым председателем ПЦАО стал преподаватель Пермской духовной семинарии протоиерей К. Селивановский, со второй половины 1914 г. эти обязанности были возложены на бывшего ректора семинарии протоиерея К.М. Добронравова. В состав Комитета общества входили представители духовенства (иеромонах Феофил, протоиереи Я. Шестаков, Л.В. Зубарев), преподаватели Пермской духовной семинарии и духовного училища (Н.М. Дмитриев, Н.И. Колосов, А. К. Рыбаков), местные краеведы (П.С. Богословский, В.С. Верхоланцев, И.Я. Кривощеков) и др. Состав комитета неоднократно обновлялся. 

Деятельность ПЦАО включала несколько основных направлений: 1) собирание, изучение и сохранение памятников церковной старины; 2) создание музея общества (древнехранилища); 3) публикация материалов и исследований по истории Пермской епархии. Уже при открытии общества в 1912 г. в "Пермских епархиальных ведомостях" было опубликовано обращение к местному духовенству с призывом о предоставлении в комитет сведений о памятниках церковной старины в губернии и высылке в его адрес древних книг и церковной утвари для организации музея. Важной формой работы общества являлись заседания комитета ПЦАО, на которых помимо систематически решаемых организационных вопросов обсуждались предложения о пополнении древнехранилища новыми экспонатами, о результатах обследований церковно-архитектурных памятников, проведении археологических раскопок и т. п. В течение конца ноября 1914 - августа 1916 г. состоялось двадцать таких заседаний. Наиболее интенсивный и целенаправленный характер деятельность ПЦАО приобрела с 1915 г. В это время обществом был составлен список тех мест на территории епархии, где имелись церковно-археологические памятники, более частыми стали поступления в музей старинных книг, рукописей, церковной утвари. В числе поступивших предметов были напрестольное евангелие 1685 г., потиры, дарохранительница, иконы и церкви Полазнинского завода Абамелек-Лазаревых, старинная церковная утварь из Слудской церкви Пермского уезда, Аспинской Осинского уезда и т. д. Сам музей с сентября 1915 г. размещался в нижнем этаже одного из флигелей архиерейского дома. В числе сравнительно немногих из церковно-археологических учреждений, действовавших в России, 

Пермского общество придавало важное значение издательской деятельности. Первоначально, с февраля 1917 г., в "Пермских епархиальных ведомостях" был введен специальный отдел под названием "Известия церковно-археологического общества", где печатались протоколы заседаний комитета ПЦАО и отдельные исследования по истории епархии. В 1915 и 1916 гг. вышли два выпуска сборника "Известия Пермского епархиального церковно-археологического общества" со статьями товарища (заместителя) председателя ПЦАО П.С. Богословского о материальном положении духовенства Пермского края в первой четверти ХVIII в.; об археологических раскопках в с. Пыскор Соликамского уезда, о христианском проповеднике второй половины ХVI в. Трифоне Вятском; список населённых пунктов Пермской губернии с церковно-археологическими памятниками, составленный И.Я. Кривощековым; "Пермский летописец" священника Гавриила Сапожникова; публикация рукописи неизвестного автора о настоятеле Долматовского и Пыскорского монастырей второй половины ХVIII в. архимандрите Иакинфе и многие другие ценные в краеведческом отношении статьи и материалы. Готовился к изданию и третий выпуск "Известий", но его публикации помешали последующие политические события. 

В 1918 г. деятельность ПЦАО была прекращена. Хотя в конце августа 1919 г. в связи с организацией архивной службы в губернии обсуждался вопрос о возрождении общества, нереальность данного проекта была очевидной.

А.В. Шилов. По материалам сайта "Энциклопедия Пермского края": http://enc.permculture.ru/showObject.do?object=1803701040