Государственный архив Пермского края
Католический костел.

Католический костел.

Дата : 3 Августа 2016

Католический костел. Католический костел.

Католический костел.

В 1873-1875 гг. на углу улиц Большой Ямской (ныне ул. Пушкина) и Соликамской (ныне М.Горького) по проекту архитектора Р.О.Карвовского было построено здание римско-католической церкви во имя непорочного зачатия Пресвятой девы Марии.

Католическая община в Перми появилась после подавления восстаний в царстве Польском (бывшей в XIX в. частью Российской империи) в 1830-е, 1840-е и 1860-е гг. Особенно много поляков было сослано в Пермь после подавления восстания 1863-1864 гг.
В 1864 г. в Перми было зарегистрировано около 500 католиков (поляков, немцев, венгров, итальянцев и др.). Организующим центром их общения был призван стать католический храм - костёл.
Первое время у католиков не было отдельного места, где они могли бы осуществлять религиозные обряды, поэтому сборы католиков происходили только по крупным праздникам в определённом по договоренности между членами католической общины молитвенном доме. Этот дом сгорел во время пожара 1842 г., вместе с имеющимися в нём церковной утварью и документами. Католики предпринимали меры по строительству постоянного храма.
В 1873-1875 гг. на углу улиц Большой Ямской (ныне ул. Пушкина) и Соликамской (ныне М. Горького) по проекту архитектора Р.О. Карвовского было построено здание римско-католической церкви во имя непорочного зачатия Пресвятой девы Марии. Первый ксендз, отец Антоний Шостаковский, призывал прихожан собирать деньги на строительство каменного костёла. Шостаковский добился в МВД разрешения на строительство костёла в Перми. Первый проект здания костёла в Перми, составленный Э. Фриком, был забракован за ярко выраженную готическую конфигурацию здания, не свойственную, по мнению чиновников, общему архитектурному облику города Перми. В окончательном варианте проект костёла, составленный архитектором Карвовским, характерные готические элементы были смягчены. По проекту Карвовского, здание костёла, представляло скорее молитвенный дом, нежели готический храм, хотя символика католического костёла Карвовским была соблюдена. Этот проект получил одобрение и в 1869 г. было получено разрешение на строительство здания.
Процесс сбора денег, которых требовалось почти 3 тысячи рублей, затянулся почти на девять лет. Силами прихожан было собрано 1 тысяча 100 рублей, недостающие средства пожертвовал бывший в изгнании польский епископ Боровский. Католический храм был построен к 1875 г. и освящён в честь Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии. К моменту открытия храма в католической общине Перми было 1035 прихожан. Храм был центром католической общины не только Перми, но и Пермского уезда, и уездных городов Пермской губернии. Костёл стал не только религиозным центром католиков в Перми, он стал также центром расселения католиков в городе. После строительства костёла, многие поляки, старались обосноваться в окрестностях улицы Большой Ямской.
С 1898 по 1903 гг. приходом заведовал ксендз Бронислав Орлицкий, с 1908 по 1916 гг. - Казимир Мустейкис. Основными прихожанами католического костёла были поляки, литовцы, итальянцы и немцы. Среди них были инженеры, люди искусства. Многие из них оставили заметный след в истории города Перми. Дети католиков учились в средних учебных заведениях Перми: в мужской классической гимназии, в горном отделении Алексеевского реального училища, в Мариинской женской гимназии, в частной гимназии Барбатенко. Занятия по римско-католическому вероисповеданию вели викарий Марцелин Шварес и ксендз Казимир Мустейкис. При костёле действовало общество пособия бедным прихожанам римско-католической церкви. С 1908 по 1911 гг. председателем правления был начальник службы тяги управления Пермской железной дороги Стефан Славинский, а затем - Казимир Ротомский.
После революции здание бывшего польского костёла было предоставлено постановлением Пермского Горсовета 3 августа 1936 г. под клуб глухонемых. Здание в качестве молитвенного не было взято на учёт Советом по делам религиозных культов, т.к. к моменту организации Совета оно было внутри капитально переоборудовано.
В 1949 г. по сообщению Уполномоченного Совета по делам религиозных культов при Совете Министров СССР по Молотовской области: бывший польский костёл на углу ул. Пушкина и М. Горького № 28/38 был занят механическим ремонтным заводом Обллегпром. Впоследствии в здании было размещено отделение Всероссийского общество глухих, которое занимало здание до 1994 г.
20 мая 1993 г. здание на углу ул. Пушкина и М. Горького № 28/38 было взято на учёт гоударственного органа охраны памятников как памятник архитектуры «Костёл католический».
В 1994 г. здание костёла было возвращено верующим. «Костёл римско-католический» (1873 -1879), архитектор Карвовский Р.О., г. Пермь, ул. Горького 58/28 в 2005 г. был передан по охранному обязательству в пользование приходу Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии. Здание двухэтажное, кирпичное, прямоугольное в плане построено в 1873 -1879 гг. по проекту архитектора Р.О. Карвовского.
Здание костёла по замыслу Карвовского - это маленький храм с нарочито приглушённой готической символикой. По ул. М. Горького храм украшают 5 больших арочных окон, между ними расположены треугольные пилястры - они полые изнутри и идут от нижнего карниза к верхнему. Белые известковые наличники окон со слабо выраженной стреловидностью продолжаются до нижнего карниза, образуя под окнами прямоугольными филенками. Верхняя часть стены представлена фризом, украшенным белями кистями.
В восточной части костёла имеется пристрой, украшениями которого служат двойные ложные окна, по бокам которых - двойные пилястры.
Со стороны ул. Пушкина костёл имеет слабо выраженный ризалит. Над входом в храм расположены три узких стрельчатых окна. Вход в костёл украшает стреловидная арка, от неё вверх отходят трапециевидные ветви лепнины. Эти элементы готики, выражающие в католической архитектуре - устремлённость духа верующих к Богу. Над ними находится горизонтальная линия с тройными зубцами, а выше до карниза окон идёт ломаная линия с острыми углами. Сбоку от окон находятся миниатюрные колонны ионического ордера. Антаблемент представляет белые кружева из лепнины, идущие по периметру здания костёла в два ряда. Сверху здания костёла получился как бы треугольный фронтон, богато украшенный лепниной, наверху под парапетной стенкой католический крест.
Внутри церкви евангельские скульптуры установлены на деревянные кронштейны в межоконных проёмах, деревянное распятие на постаменте посередине храмовой части, иконы в алтарной части.

О.Д. Гайсин